«Разговоры о важном» — классные часы, которые ввели с сентября 2022 года. Занятия обязательны для посещения, а перед ними по понедельникам в школе должны поднимать флаг и включать гимн России. Каждую неделю мы рассказываем, о чем беседуют с детьми на классных часах: на последнем занятии в уже ушедшем году ребятам рассказывали о традициях празднования Нового года, а министр просвещения Сергей Кравцов заявил, что «уходящий год был непростым». Кроме этого, мы подробно разбирали «Разговоры о важном» о Конституции, которую Валентина Матвиенко назвала максимально очеловеченным документом, и о героях — российских, настоящих, и западных, искусственных. На этот раз с детьми поговорили о Рождестве, тема занятия — «Светлый праздник Рождества».
Всем ребятам с 1-го по 11-й класс и студентам в начале занятия показывают обращение патриарха Кирилла — он поздравляет детей с праздником и рассказывает историю его появления.
Обращение патриарха Кирилла: «Дорогие дети, призываю на всех вас божье благословение»
— Дорогие учащиеся, каждый раз, когда мы заглядываем в календарь, то невольно обращаемся к событию Христова Рождества, даже если о нем ничего не знаем, — начинает патриарх. — Как это может быть? А вот как. Именно это событие стало основой для календарной системы, по которой мы все сейчас живем. Современный счет времени ведется именно от Рождества Христова, мы даже называем эпоху после этого события нашей эрой. А что же такого случилось грандиозного в этот день? Бог, тот, кто сотворил всю вселенную, становится человеком и открывает себя людям. Кто создал этот мир? Кто им управляет? В чьих руках жизнь и смерть? Об этом люди задумывались всегда и в основном строили догадки. Так появились языческие религии. Представьте себе, что вы никогда в жизни не видели некоего родного для вас человека, вы знаете, что он очень важен и дорог, но при этом всё, что у вас есть, только рассказы о нем других людей. И вот, наконец, он, этот человек, пришел к вам домой и вы узнали его, узнали лично. В Рождестве бог становится узнаваемым именно так — лицом к лицу. Человек увидел сына божия в таком же теле, как и у каждого из нас, и это откровение бога о самом себе самое достоверное.
Христос, по словам патриарха Кирилла, пришел в мир скромно, незаметно — родился в пещере, потому что Марии и Иосифу не нашлось места в гостинице. Бог не навязывает себя силой, а ждет, когда сам человек поймет, что перед ним Творец. У всех народов было представление о высшей силе, но силе строгой и могущественной. Христос же показал, что бог — это «прежде всего любовь».
— Бог приходит к людям, чтобы послужить им и дать им силы бороться со злом, спасти их от зла и показать путь к преодолению смерти, — продолжает патриарх Кирилл. — Да-да, к преодолению смерти, лучше сказать — к отмене смерти. Когда человек сильно отравился каким-то ядом и это уже угрожает его жизни, необходимо ввести ему противоядие, чтобы он выздоровел. Для человечества Христос и есть противоядие от греха и смерти. Что празднуют христиане в этот день? Соединение бога с человеческой природой. Человек — это единственное существо во всей вселенной, которое смогло вместить в себя божество. Этим праздником утверждается высокая ценность и человеческой жизни также. В глазах бога ценен каждый человек, даже если он в чем-то заблуждается или совершает ошибки. Высокое призвание каждого из нас — верить в бога и через это, избавляясь от заблуждений, преображать мир любовью и добротой. Для народа нашего совершение добрых дел всегда было очень важным делом.
Патриарх говорит, что наши предки (бабушки, дедушки, прабабушки) даже во время тяжелых испытаний творили добро, потому что это правильно. Когда мы заботимся о других людях, то сами «приобретаем в сердце ценное духовное сокровище».
— В завершение мне хотелось бы обратить ваше внимание вот на что: подобно тому, как Христос любит мир и всех людей, и нам надо быть похожими на него. Поэтому мы учимся любить друг друга, помогать, проявлять заботу и внимание и тогда становимся большой дружной семьёй, как того и хочет от нас бог. Если же делаем противоположное, то замыкаемся в себе, враждуем, озлобляемся и в итоге оказываемся в одиночестве. Ну в самом деле, кому же нужен злой и нелюдимый человек? Кто с ним будет дружить? А тем более кто с таким свяжет свою жизнь? Дорогие дети, призываю на всех вас божье благословение. Учитесь заботиться друг о друге, цените родителей, старших, воспитывайте в своих сердцах честность и любовь к родине, и родившийся в Вифлееме Христос-спаситель мира будет с вами, помогая вам на вашем жизненном пути. С праздником Рождества Христова!
1–2-й классы
В методичках для всех классов прописаны ценности, которые должно сформировать занятие: «приоритет духовного над материальным, милосердие, сострадание, доброта, забота». В начале классного часа ребята рассказывают, как провели каникулы, а затем учитель спрашивает, какой праздник отмечают 7 января. Ребята смотрят обращение патриарха Кирилла, который «является предстоятелем (по сути главой) Русской православной церкви». После этого дети смотрят еще одно видео: им должны рассказать, как родился Иисус и почему праздник Рождества получил такое название. Правда, видео почему-то в методических материалах нет (но есть текстовая расшифровка).
Дети узнают, как Мария и Иосиф, отправившись на перепись населения в Вифлеем, никак не могли найти там гостиницу и остались ночевать в пещере. Там и родился Иисус, а на небе зажглась звезда — самая большая и яркая. Ее назвали Вифлеемской.
— Эту звезду увидели мудрецы с востока, — написано в методичке. — Они поняли, что родился царь царей, и пошли туда, куда указывала звезда, чтобы поклониться ему. И звезда привела их в город Вифлеем, в пещеру. Мудрецы поклонились ему, как царю, и смиренно преподнесли дары: золото, ладан и смирну. Ведь они понимали, что перед ними тот, кто изменит мир, кто научит людей добру и любви.
Затем дети выполняют интерактивное задание: ищут вифлеемские звёзды (у них восемь лучей) среди других. Дальше — продолжение. Ребятам рассказывают о царе Ироде, который решил убить ребенка, но родителям Иисуса удалось укрыться в Египте и спасти сына. Когда тот вырос, он начал учить людей справедливости и милосердию — так появилось христианство.
— В нашей стране живет более ста миллионов людей, считающих себя христианами, и каждый год в ночь с 6 на 7 января в России отмечается светлый праздник Рождества, наполненный символами и традициями, — рассказывают детям.
Символ Рождества — вертеп, «изображающий пещеру, Иисуса, Марию и Иосифа, мудрецов, овечек, коров». Еще, написано в методичке, у праздника есть традиционное блюдо — сочиво. Оно готовится из пшеницы с мёдом. Именно в честь этого блюда канун праздника назвали Сочельником.
После этого учитель должен объяснить, что в России живут люди разных национальностей и вероисповеданий, а затем ребята выполняют задания на выбор — или решают филворд на тему Рождества, или разучивают колядки и колядуют. В заключительной части учитель подводит итоги урока, спрашивает, какая есть связь между словами «родители», «рождение» и «Рождество».
В дополнительных материалах у 1–4-го классов есть мультик об уже известной нам русской девочке Фекле в бело-сине-красном платье (ее дети уже встречали в «Разговорах о важном» о волонтерах). Фекла узнаёт о Рождестве от ведущего Ивана.
3–4-е классы
Учитель рассказывает ребятам, что «большинство россиян являются православными христианами и празднуют Рождество Христово 7 января», а о жизни Иисуса Христа хотят узнать даже неверующие люди и представители других религий. На видео (его нет в методических материалах так же, как и у 1–2-х классов) информация та же, что у и школьников младше. После основной информации ребята выполняют интерактивное задание: им нужно «приготовить» рождественские блюда — соединить картинки. Например, если соединить картинку, на которой изображен мед, и картинку с зернами пшеницы, получится сочиво. Затем ребята или решают филворд, или колядуют.
5–7-е классы
В начале занятия дети смотрят видео (его выложили на сайт) о Рождестве. В основном информация в нем не отличается от того, что рассказывали 1–4-м классам, но добавляются подробности. Например, диктор добавляет, что историю рождения Иисуса Христа «нам поведали евангелисты — Лука и Матфей», а Вифлеемская звезда — это, возможно, пролетавшая в то время комета.
— Прошло больше двух тысяч лет с тех пор, как родился Иисус Христос, но каждый год в праздник Рождества люди снова и снова переживают эту надежду и радость, — добавляет учитель.
После просмотра обращения патриарха Кирилла учитель говорит, что возникновение российской государственности связано с христианством, которое повлияло на формирование российской культуры и сделало Русь сильнее. Затем ребята играют: отвечают на вопросы о Рождестве. Например, их спрашивают о главном символе Рождества (звезде), о том, почему Мария и Иосиф оказались в Вифлееме (из-за переписи населения) и т. д. После игры учитель напоминает ребятам, что Россия — многонациональная страна, где живут люди разных религий
— Несмотря на то что только Рождество имеет статус общегосударственного праздника, в ряде российских регионов отмечаются, например, мусульманский праздник Ураза Байрам, буддистский — Весак и другие, — говорит преподаватель. — Все они несут в себе единые ценности: человеколюбие, милосердие, сострадание к ближнему.
В конце классного часа ребятам говорят, что Рождество связано с добрыми делами, поэтому дети придумывают, какое доброе дело они могут сделать в школе.
8–9-е классы
Занятие почти не отличается от классного часа для 5–7-х классов. Ребятам рассказывают, как появился праздник, предлагают проникнуться духом Рождества и послушать отрывок из стихотворения Бориса Пастернака «Рождественская звезда» (учитель задает вопрос, почему в стихотворении чудо «происходит в обыденной обстановке»).
Затем ребята играют в игру (как и 5–7-классники, но вопросы игры сложнее). У детей спрашивают, например, почему люди пожертвовали деньги на восстановление разрушенного в 1931 году храма Христа Спасителя в Москве. При этом в методичке написано, что важно делать акцент на мысли о том, что «людям было важно возвращение традиционных российских ценностей, связанных с верой, состраданием, милосердием», а храм — памятник «в честь великой победы России».
После этого ребятам рассказывают о российских благотворительных проектах, связанных с Рождеством. В заключение дети придумывают добрые дела, которые можно сделать в школе, учитель напоминает о равенстве всех религий в России и рассказывает о Межрелигиозном совете России.
— История показывает, что только уважение к религии и культуре других народов способствует миру, согласию и процветанию страны, — говорит преподаватель.
10–11-е классы и студенты
Методички для старшеклассников и студентов практически не отличаются от методичек для 5–9-х классов. Добавляется «Мировоззренческая беседа». Ребятам читают текст, после которого задают вопросы. Например, дети узнают о том, что императрица Александра Федоровна, супруга Николая II, последнее Рождество провела в ссылке в Тобольске, но даже там делала своими руками рождественские подарки близким, слугам и даже своим охранникам. Ребят спрашивают, в чем смысл поступка императрицы, а в ответах детей важно подчеркнуть, что это может быть проявлением «рождественского духа» и «истинных духовных ценностей» Александры Федоровны. В остальном всё так же, как у ребят младше: рождественская игра, разговор о рождественских акциях и о том, что в России живут представители разных религий.
Ранее мы спросили наших читателей, что они думают о «Разговорах о важном», а еще публиковали мнение о классных часах учительницы из Прикамья.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.