Образование Разговоры о важном подробности ««Валентина Петровна посещает храм» — права и свободы граждан»: на «Разговорах о важном» в пермских школах расскажут о Конституции

««Валентина Петровна посещает храм» — права и свободы граждан»: на «Разговорах о важном» в пермских школах расскажут о Конституции

И о том, что со временем она должна меняться

В начале занятия школьникам и студентам покажут обращение Валентины Матвиенко

«Разговоры о важном» — классные часы, которые проходят во всех российских школах по понедельникам вместе с поднятием флага и прослушиванием гимна. На занятиях ребятам рассказывают про любовь к Родине, патриотизм, государственные праздники и традиционные ценности. В прошлый раз с детьми беседовали о волонтерстве, также мы разбирали методички о Дне народного единства, классные часы на темы «Мы разные, мы вместе», «День матери» и «Символы России». Тема следующего занятия, которое пройдет 12 декабря, — «День Конституции». Классный час, как написано в методичках, должен помочь сформировать у детей любовь к Родине, патриотизм, историческую память и преемственность поколений. Уже традиционно разбираемся, что написано в методичках.

Обращение Валентины Матвиенко: «Российская Конституция — максимально очеловеченный документ»


Для всех классов занятие начинается с просмотра восьмиминутного видео: Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ, поздравляет ребят с праздником — Днем Конституции. Политик объясняет ребятам, что Конституция — это основной закон страны, «и это не преувеличение».

— Наша Конституция действительно основной закон жизни в России. О чем же написано в Конституции? — задает вопрос Матвиенко. — Если отвечать коротко — написано в ней обо всём. И это не шутка. В этом небольшом по объему тексте из 137 статей содержится информация об устройстве нашего государства, например о том, что оно является социальным, правовым, независимым и состоит из 89 регионов, о публичной власти и президенте, о правительстве, о парламенте, о независимых судах, и в нем же говорится о наших моральных ориентирах: о правах и свободах каждого, о нашей безопасности, о традиционных ценностях и семье, о справедливости и уважении к человеку труда и еще много-много о чем. Прямо говорится о том, что дети — важнейший государственный приоритет.

По словам Матвиенко, Конституция имеет прямое отношение к нашей жизни, поэтому не надо относиться к изучению документа поверхностно. Нужно стремиться больше узнать о Конституции, о положениях закона, «проникнуться его духом, понять смысл». Каждый из школьников вырастет и будет нести ответственность за себя, семью, работу.

— Вам придется не раз брать на себя ответственность, искать поддержку, и в этом вам помощник — Конституция. Я убеждена: тот, кто понимает и принимает основные принципы организации нашего общества, получает гораздо больше возможности раскрыть свой личный потенциал, стать востребованным, состояться.

Затем политик на примере семьи объясняет детям, зачем нужна Конституция. В каждой семье, по словам Матвиенко, существуют свои правила, традиции, которые определяют сами члены семьи. Здесь, чтобы договориться, не нужен документ. А вот в школе, где учится и работает большое количество людей, уже сложнее договориться, поэтому существует школьный устав и другие документы. Когда речь идет об организации жизни в целой стране, без общественного договора между обществом и государством не обойтись. Роль договора берет на себя Конституция. Это, говорит политик, уже не просто «книга с правилами», а настоящее соглашение. Его авторы — сами россияне.

— Да, действительно, нашу Конституцию создавало всё российское общество: ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, и когда голосовали за нее на референдуме в 1993 году, определяя первичные контуры новой страны, и при принесении в нее важнейших поправок совсем недавно, в 2020 году, когда требовалось настроить основной документ в соответствии с изменяющейся реальностью, сделать его более актуальным и подготовить к новым вызовам, — доказывает Матвиенко. — Тогда в Конституцию были внесены довольно масштабные изменения, касающиеся защиты семьи и детей, совершенствования политической системы, укрепления национальной безопасности и суверенитета, усиления роли парламента и гражданского общества в жизни страны. Считаю, нам удалось при этом учесть представление наших граждан о справедливом, благополучном, безопасном в настоящем и будущем своей родины. Российская Конституция — максимально очеловеченный, если можно так выразиться, документ…

Главное качество Конституции, по мнению Матвиенко, — «это то, что она наша», и политик хочет, чтобы дети с юного возраста осознавали это единство, чтобы ребята изучали основной закон, помнили, что права и свободы принадлежат каждому от рождения, и, конечно, не забывали об обязанностях.

1–2-е классы: «Все-все жители нашей огромной страны, включая самого президента, подчиняются главному закону»


Учитель обозначает ребятам тему урока, а затем включает обращение Валентины Матвиенко. Вопросов после видеообращения учитель ребятам не задает и сразу переходит к демонстрации другого ролика.

Диктор рассказывает об особенностях России: если полететь на самом быстром самолете с запада на восток, то путешествие будет длиться 10 часов, а еще в нашей стране почти 200 народов со своей культурой, обычаями и традициями.

— Но все-все жители нашей огромной страны, включая самого президента, подчиняются главному закону — Конституции Российской Федерации, — говорит диктор. — В Конституции записаны самые важные правила, по которым живет наша страна. Но также, согласно Конституции, все 150 миллионов россиян имеют одинаковые права. И каждый из вас тоже.

Например, когда ребенок просыпается в кровати каждое утро — это его право на жилье, а когда он заболел и к нему приходит доктор, то это право на охрану здоровья. Однако вместе с правами у россиян есть и обязанности: «соблюдать законы, уважать других людей, защищать нашу страну, бережно относиться к природе и историческим памятникам», заботиться о родителях и детях.

После просмотра видео младшеклассники должны выполнить задание «Права сказочных героев». Ребятам показывают картинки из сказок, каждая иллюстрирует нарушение какого-то права, закрепленного в Конституции. Например, в сказке «Колобок» нарушено право на жизнь (Лиса съела Колобка), а в «Золушке» — право на отдых (Золушка по указу мачехи работала с утра до вечера).

Следующее задание — на знание обязанностей. Ребята должны посмотреть на картинку с изображением стены с граффити «Здесь был Вася» и ответить, нарушил ли «художник» Конституцию («Вася нарушил обязанность охранять, в том числе не портить, памятники культуры и истории»). Затем дети представляют, что в космосе есть планета, где «недавно стали создаваться государства, у которых еще нет конституции». Задача ребят — в письме объяснить инопланетянам, зачем она нужна.

3–4-е классы: «Президент — самый главный в нашей стране, потому что так решил народ и это правило записано в Конституции Российской Федерации»


Ребята, как и ученики 1–2-х классов, смотрят обращение Валентины Матвиенко и видеоролик (такой же, как у младших детей), после которого отвечают на вопросы. Например, они должны назвать основные права граждан России и поразмышлять о том, почему нужно соблюдать Конституцию. Затем — задание «Права сказочных героев» и задание на соотнесение изображения с конституционной обязанностью (фото, на котором изображены солдаты, — обязанность защищать Отечество, памятник А. С. Пушкину — обязанность беречь памятники истории и культуры и т. д.).

Младшим школьникам напомнят, что полностью осуществлять права и обязанности они пока не могут: детям пока нет 18 лет

Следующее задание — на упорядочивание. Ребята должны из слов составить предложения. Вот что у них должно получиться: «Конституция — основной закон Российской Федерации», «Президент Российской Федерации является главой государства». Учитель обращает внимание на последнее предложение и спрашивает, что оно значит.

— Президент — самый главный в нашей стране, потому что так решил народ и это правило записано в Конституции Российской Федерации, — говорит учитель после ответов детей.

В заключение дети должны закончить фразы: «На сегодняшнем занятии я понял, что…», «Если бы не было Конституции, то…».

5–7-е классы: «Присоединились пять территорий, которые вернулись в состав России»


После обращения Валентины Матвиенко 5–7-м классам включат видеоролик, который отличается от предыдущих.

— 12 декабря — это важный праздник в России, День Конституции! — начинает диктор. — Президент России В. В. Путин, рассуждая об этом государственном документе, заметил, что «это не застывший свод канонов, а живой, созвучный времени документ».

Дети узнают, что Конституция в переводе с латинского — «устройство», «установление», а в современном значении — это «основной закон государства». Первые проекты закона стали появляться на рубеже XVIII–XIX веков, но принять первую конституцию смогли только в 1918 году, после принимали несколько конституций, в 1993 году на референдуме российский народ проголосовал за основной закон, а в 2020-м — одобрил поправки в Конституцию.

— В частности, было установлено, что «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признаёт исторически сложившееся государственное единство», — цитирует документ диктор.

В конце видео детям рассказывают о правах и обязанностях граждан.

В основной части классного часа ребята узнают, что российские законы не должны противоречить Конституции, отвечают на вопросы о том, зачем россиянину надо знать основы государства, свои права и обязанности. Затем дети выполняют задания: они должны подумать, что будет, если каких-то статей Конституции вдруг не станет, и определить, какие из предложенных учителем ситуаций являются правами, а какие — обязанностями россиян («Валентина Петровна посещает храм» — права и свободы граждан, «Артём после призывной комиссии служит в военно-космических силах России» — обязанность). В следующем задании ребята из слов составляют предложения («Все равны перед законом и судом», «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» и т. д. — ответы учеников).

Затем учитель просит ребят подумать, что значит фраза Владимира Путина о Конституции («это не застывший свод канонов, а живой, созвучный времени документ»), и ответить, почему основной закон может и должен меняться. В методических рекомендациях отмечается, что педагог должен подвести ребят к утверждению о том, что «в стране происходят изменения, меняется жизнь людей, присоединяются новые территории».

Ребята должны ответить, как они понимают цитату Владимира Путина

— За последние десять лет количество субъектов Российской Федерации увеличилось, присоединились пять территорий, которые вернулись в состав России, — подводит итоги учитель. — Таким образом, благодаря поправкам к Конституции сохраняется единство нашей страны, а у людей появляется больше возможностей реализовать себя в труде, учебе, творчестве.

В конце занятия дети продолжают фразы: «Я думаю, что Конституция России отражает особый путь развития нашей страны, так как…», « Из услышанного сегодня мне больше всего запомнилось…».

8–9-е классы: «Российские граждане надежно защищены основным законом»


8–9-е классы после видео с Валентиной Матвиенко смотрят ролик о Конституции, который практически не отличается от показанного 5–7-м классам. Здесь только добавляется информация о принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, а еще ребятам рассказывают о том, что у президента, согласно основному закону, особое значение.

— Он — глава государства, гарант соблюдения Конституции и защиты прав человека, — говорит диктор. — Российские граждане надежно защищены основным законом.

8–9-классникам расскажут про принцип разделения властей

После просмотра видео дети выполняют такие же задания, как и 5–7-классники, размышляют над фразой Владимира Путина о том, что Конституция — «созвучный времени документ», и отвечают, какие поправки внесли в Конституцию в 2020 году. Учитель в дополнение должен сказать:

— Недавно состоялось вступление новых субъектов в состав Российской Федерации, что уже закреплено в Конституции Российской Федерации. Этими субъектами являются Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Херсонская и Запорожская области.

Затем ребята делятся на четыре команды, которые по очереди отвечают на вопросы о Конституции и ее положениях. В конце занятия каждый ребенок говорит, какие понятия связаны со словом «Конституция» и продолжает фразы.

10–11-е классы и СПО:

«Жизнь не стоит на месте, и внесение изменений в основной закон в определенные периоды развития нашего общества становится необходимостью»


В начале занятия ребятам показывают обращение Валентины Матвиенко, а затем — видеоролик. Старшеклассникам и студентам диктор говорит, что «символически роль Конституции для государства и каждого из нас отражена в торжественной церемонии вступления в должность Президента России».

— Знаменосцы проносят в зал Большого Кремлевского дворца государственный флаг, штандарт Президента, Конституцию и знак Президента, — продолжает диктор. — При этом используется специальный экземпляр Конституции, который хранится в президентской библиотеке. На его обложку нанесен накладной серебряный герб России. Президент произносит текст присяги, положив правую руку на Конституцию.

Кроме этого, ни один закон не должен противоречить Конституции, для выявления соответствия в России даже есть особый орган — Конституционный суд РФ. Затем ребятам рассказывают об истории появления основного закона, о правах и обязанностях граждан.

Старшим расскажут об особенном положении президента

Педагог добавляет: высшая государственная власть осуществляется президентом, Российскую Федерацию образуют республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область, которые равноправны между собой, а в Конституции определяются полномочия центральной власти и субъектов. Учитель добавляет, что положения основного закона не так-то просто пересмотреть, но «вместе с тем Конституция не является сводом раз и навсегда данных норм и положений».

— Жизнь не стоит на месте, и внесение изменений в основной закон в определенные периоды развития нашего общества становится необходимостью, — поясняет учитель. — Наиболее значительные поправки были внесены в 2020 году. Было предложено 206 поправок к 42 статьям основного закона. Как и сама Конституция, они вводились по результатам общероссийского голосования.

Затем учитель спрашивает, какие поправки внесли в закон в 2022 году и добавляет, что в этом году к России присоединились пять субъектов. В конце классного часа старшеклассники в командах отвечают на вопросы о Конституции, размышляют, что будет, если некоторые статьи оттуда исчезнут, и продолжают фразы: «Конституция нашей страны важна для меня, так как…», «Я считаю, что Конституция России является символом исторической преемственности поколений, потому что…».

Ранее мы рассказывали, что учителям Прикамья отдельно не оплачивают «Разговоры о важном», хотя в Минобре говорят, что такого быть не должно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем