Все новости
Все новости

«Западные герои какие-то ненастоящие, они искусственные»: на «Разговорах о важном» расскажут о героизме

И упомянут спецоперацию

На следующих «Разговорах о важном» детям расскажут о героях

Поделиться

«Разговоры о важном» — классные часы о патриотизме, любви к Родине, традиционных российских ценностях и госпраздниках. Занятия проводят с начала этого учебного года во всех школах страны. Мы каждую неделю рассказываем, о чем беседуют с детьми. 12 декабря «Разговоры о важном» были о Конституции РФ. Ребятам рассказывали, что Конституция — «это максимально очеловеченный документ», которому подчиняются все в России, включая самого президента. Также мы разбирали «Разговоры» о волонтерстве, беседу о Дне народного единства, классные часы на темы «Мы разные, мы вместе», «День матери» и «Символы России». 19 декабря «Разговоры о важном» будут посвящены Дню Героев Отечества. На уроке поговорят о героизме, различии между «нашими» и западными героями и упомянут спецоперацию на Украине.


Ребята всех возрастов в начале занятия смотрят интервью с Героем России Дмитрием Сергеевичем Перминовым.

— В 1999 году Дмитрий Сергеевич участвовал в контртеррористической операции на территории Республики Дагестан, — рассказывает учитель о подвиге Перминова. — 29 августа шел ожесточенный бой, Дмитрий и еще семь бойцов держали оборону в большом глубоком окопе. В какой-то момент вражеская граната залетела в окоп к нашим ребятам и упала на спину лежавшего рядом с Дмитрием товарища, который этого даже не заметил. Дмитрий схватил гранату и, рискуя своей жизнью, выбросил ее из окопа. Сделанного им хватило, чтобы спасти жизнь товарищей.

Дмитрий Перминов говорит о различии «наших» и западных героев

Дмитрий Перминов говорит о различии «наших» и западных героев

Поделиться

Интервью с Дмитрием Перминовым: «В западной культуре героями считаются какие-то вымышленные персонажи»

Герои, по словам Перминова, — это такие же люди, как все. Перминов вспоминает, что, когда он учился в школе, героями для него были герои Великой Отечественной войны (Александр Матросов, Николай Гастелло, Алексей Маресьев). Для каждого народа важно чтить своих героев и воспитывать подрастающее поколение на их примерах, потому что «это делает нас сплоченнее, это нас делает сильнее». Героем, по словам Дмитрия Перминова, может стать каждый, независимо от профессии, национальности, вероисповедания. Это могут быть и врачи, и спасатели, и военные, и «люди абсолютно мирных специальностей». Затем Перминов объясняет детям, чем западные герои отличаются от «наших».

— В западной культуре героями считаются какие-то вымышленные персонажи, которые обладают какой-то фантастической невидимой силой, у которых есть какие-то секретные, какие-то вещи, которые делают их сверхсильными, сверхбыстрыми, сверхумными, — говорит Дмитрий Перминов. — Западные герои — они какие-то ненастоящие, они искусственные, они — то, что называется неживые. У нас в России герои — это простые люди. Со многими из героев я знаком лично, и я могу сказать, что это очень простые, скромные, добрые люди. Наши герои — они не какие-то вымышленные, они не обладают никакими сверхсекретными способностями. Самое главное — у них есть дух. У них есть дух, который невозможно сломить никому, которые не готовы встать на колени ни перед какими опасностями и сложностями, всегда идут вперед, всегда они готовы принять вызов и отстаивать независимость нашего государства.

«Нужно в первую очередь загадать мир во всём мире, чтобы люди жили счастливо, чтобы не было войны»


Задача ребят сейчас, по словам Перминова, — хорошо учиться, чтобы стать хорошими специалистами и трудиться на благо общества. В России, по словам Героя России, есть и молодые ребята, уже совершившие подвиги.

— Помню, в третьем классе мы писали сочинение на тему «Если бы у меня была волшебная палочка и три желания, что бы я загадал», — вспоминает Перминов. — И помню, после того как мы написали, на следующем уроке учительница разбирала наши все сочинения и говорила: «Ребята, вы эгоисты, посмотрите, что вы написали. Кто-то хочет себе какую-то игрушку, кто-то хочет сладости, кто-то — собаку, кто-то — еще чего-то, но если подойти к этому глобально, очень важно, чтобы в мире было спокойствие, чтобы в мире не было войны, чтобы люди не страдали, не погибали». И вот я на тот момент ощутил всё-таки, как я неправильно сделал, что я написал вот эти желания. Как мне в голову могло не прийти, что вот нужно в первую очередь загадать мир во всём мире, чтобы люди жили счастливо, чтобы не было войны. На сегодняшний день нам очень важно всем объединиться, но объединиться необходимо вокруг наших ценностей, вокруг нашей культуры. Благодаря нашей культуре и нашим ценностям (любовь, взаимовыручка, самопожертвование) наши предки прошли через многие испытания. И во всех этих испытаниях они вышли победителями именно благодаря тому, что они в себе культивировали и развивали эти ценности. Эти ценности и наша культура делают нас сильнее, сплоченнее.



1–4-й классы: «Настоящий герой — это человек, который ставит интересы своей страны, интересы других людей выше своих»


Учитель начинает занятие со стихотворения о героях России и предлагает вспомнить, что 9 декабря в стране отмечался День Героев Отечества, а затем говорит: «Россия — страна настоящих героев». Чтобы в этом убедиться, младшеклассникам включают шестиминутное интервью с Героем России Дмитрием Сергеевичем Перминовым.

После просмотра дети называют качества личности, о которых говорил Дмитрий Перминов в интервью, а учитель составляет «портрет героя» — записывает то, что диктуют дети. Учитель обращает внимание ребят на то, что слово «подвиг» связано со словом «движение»: тот, кто совершает подвиг, приводит что-то в движение, изменяет. Изменить можно в том числе и себя, изменить что-то в своем сердце, «проявляя любовь к ближнему, к своему Отечеству».

Плакат к занятию о героях

Плакат к занятию о героях

Поделиться

В основной части классного часа дети вспоминают о героях, живущих рядом, и знакомятся с Героями России. Ребята вспоминают о Кузьме Минине, Дмитрии Пожарском, Иване Сусанине, Александре Суворове, Михаиле Кутузове, Георгии Жукове и Юрии Гагарине, а затем смотрят ролики о героях-современниках. Ребятам показывают видео со спасателем Владимиром Легошиным, летчиком-космонавтом Антоном Шкаплеровым и главврачом «Коммунарки» Денисом Проценко, который в период пандемии, даже заболев, самоизолировался не дома, а в кабинете, продолжая работать. Ребята рассуждают, какими качествами обладают герои (и записывают качества в «портрет героя») и почему врач — героическая профессия. После обсуждения учитель напоминает о героизме врачей, боровшихся с пандемией коронавируса.

— Все герои — очень скромные люди, они делают то, что считают необходимым сделать, и не требуют в ответ благодарности и похвалы. Настоящий герой — это человек, который ставит интересы своей страны, интересы других людей выше своих. Герой — человек, который своим поступком или всей своей жизнью показал пример служения Родине. Герои Отечества — это люди разных эпох, возрастов и разных профессий, ведь «героями не рождаются — героями становятся», — подытоживает учитель.

В конце ребята обсуждают пословицы и поговорки о героях и слушают «Гимн Героям Отечества»

5–7-й классы: «Россия — страна героев!»


Учитель называет ребятам тему урока, а затем включает интервью с Дмитрием Перминовым, которое потом обсуждают. После этого педагог спрашивает, связан ли героизм с особыми профессиями («важно подвести детей к пониманию того, что подвиг может совершить любой человек, который ставит интересы страны и других людей выше своих интересов, который готов защитить свою Родину и помочь другим»).

После ребятам демонстрируют видео о героях своего времени — о Дмитрии Пожарском, Кузьме Минине, Иване Сусанине, Юрии Гагарине, Сергее Королёве и т. д.

— Россия — великая страна, в которой всегда будут рождаться герои, — подытоживает диктор.

Денис Проценко — о работе в команде в период пандемии и отсутствии страха

Денис Проценко — о работе в команде в период пандемии и отсутствии страха

Учитель замечает, что в каждую эпоху были люди, «которые показали подлинную любовь к своей Родине и к своему народу, готовность защищать, готовность самоотверженно работать на благо страны».


Затем дети смотрят видеоролики с Владимиром Легошиным, Антоном Шкаплеровым и Денисом Проценко. Мужчины от первого лица рассказывают о своей работе и подвиге. Например, Дмитрий Проценко говорит о том, что во время пандемии героизм показали все врачи, боровшиеся с вирусом, а космонавт Антон Шкаплеров — о непредвиденных ситуациях на работе, например, о стыковке корабля вручную. Ребята рассуждают, можно ли назвать героями космонавтов, есть ли разница между полётом в космос 60 лет назад и сейчас, думают, какой вопрос они бы задали врачу Денису Проценко, с какой исторической личностью они бы его сравнили и т. д.

В заключительной части дети отвечают на вопросы: «Как вы считаете, героями рождаются или становятся?», «В какой стране рождаются и живут эти люди?», «Может, нужны особые условия, для того чтобы появились герои?», «Какие они, герои нашего времени?», «Что побуждает этих людей совершать подвиги?». Педагог, как и младшим школьникам, говорит: слово «подвиг» связано со словом «движение», а человек, совершающий подвиг, что-то изменяет.

— Будем чтить наше прошлое и строить великое будущее нашей страны, — заканчивает классный час учитель.

8–11-й классы и студенты: «Герой — это не только воин»

Учитель обозначает тему и спрашивает у ребят, знают ли они, кто такой герой. Преподаватель подчеркивает, что ответ на вопрос только кажется простым.

— Как показывают ваши ответы, героем можно считать храброго человека, который встает на защиту своего народа, — говорит учитель. — Это правда, мы знаем такие примеры героев из нашей истории. Но герой — это не только воин (видимо, предполагается, что дети должны привести в пример героизм на войне. — Прим. ред.).


Затем преподаватель включает интервью с Дмитрием Перминовым. После просмотра разговор пойдет о героях своего времени. В Великую Отечественную войну были герои-солдаты, защищавшие страну, а во времена освоения космоса героями стали Юрий Гагарин и Алексей Леонов. Учитель предлагает ребятам обратить внимание не настоящих героев и реальные истории. Ребята смотрят три видеоролика о героях нашего времени.

Ребятам расскажут историю участника спецоперации на Украине

Ребятам расскажут историю участника спецоперации на Украине

Поделиться

Первая история про Николая Пасенко, принимавшего участие в СВО, и врачей, которые спасли ему жизнь.

— Подразделение, в составе которого находился младший сержант Николай Пасенко, попало в засаду во время выполнения спецоперации на Украине, — рассказывает диктор. — Николай спрыгнул с БМП и открыл ответный огонь по противнику. Во время боя его что-то ударило в край бронежилета, но он, не потеряв сознания, продолжал идти в бой. Только сослуживцы, заметив раненного бойца, увели его из-под обстрела и перевязали. Но никто даже представить не мог, что в ране солдата находится неразорвавшийся снаряд, пока это не обнаружили врачи. С этого момента началась их героическая работа: хирурги, рискуя собственными жизнями, прооперировали солдата. Николая доставили в военный госпиталь в Белгороде. Бригада военных хирургов из Центрального военного клинического госпиталя Минобороны России чудом сумела извлечь неразорвавшийся боеприпас, который пробил легкие, ребра и застрял у позвоночника — вблизи сердца бойца.

При этом врачи работали в бронежилетах, потому что снаряд мог взорваться при любом неосторожном движении.

Второй сюжет — о матросе Тихоокеанского флота Алдаре Цыденжапове. Когда на борту эсминца «Быстрый» начался пожар, Алдар бросился в центр возгорания и отключил энергосистему корабля, предотвратив взрыв. Ему хватило для этого девять секунд. 19-летний матрос получил сильные ожоги и умер в больнице.

Третий сюжет — о Сергее Сотникове, который по собственному желанию в течение 12 лет поддерживал в порядке взлётную площадку уже закрытого аэропорта в селе Ижма. Когда в самолете Ту-154 произошло короткое замыкание и пришлось аварийно садиться на землю, командир экипажа Евгений Новосёлов посадил самолёт на взлётную полосу закрывшегося аэропорта. Именно за ней следил Сергей Сотников.

После просмотра видео ребята должны сказать, что объединяет эти истории, какие мысли автор хотел донести до зрителей и т. д. Затем учитель заводит разговор о героизме врачей, для которых спасать жизни — это долг («важно прийти к выводу, что долг — не геройство в общем смысле», — написано в методичке). При этом героизм — это всегда выбор: «своя жизнь и здоровье или жизнь, здоровье и благополучие тех, кто рядом», а в случае Сергея Сотникова — выбор между «забыть» и «сохранять». Нравственный выбор, по словам учителя, — самый сложный в жизни.

В заключение ребята размышляют над понятием «бессознательный героизм». Учитель тут ссылается на исследования ученых о том, что у человека есть предрасположенность к героическому поведению, потому что он — существо социальное, ориентированное на помощь окружающим («помощь другим становится нашей привычкой»). Кроме этого, преподаватель перечисляет стимулы для подвига (их тоже, по его словам, назвали ученые). Это «любовь к Родине, ненависть к врагу, товарищество, взаимовыручка, стремление отличиться, а иногда даже и получить награду».

В конце ребятам рассказывают о всероссийской общественно-государственной инициативе «Горячее сердце» («горячие сердца» — дети, совершившие подвиги) и говорят, что каждый из детей — «потенциальный герой».


Ранее мы публиковали колонку учителя из Прикамья. Педагог честно рассказал, что думает о «Разговорах о важном».

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.

По теме

  • ЛАЙК1
  • СМЕХ5
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ14
  • ПЕЧАЛЬ3
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter