Образование Разговоры о важном «Россия — страна, уважающая свободу и суверенитет других стран». О чём будут следующие «Разговоры о важном» в пермских школах?

«Россия — страна, уважающая свободу и суверенитет других стран». О чём будут следующие «Разговоры о важном» в пермских школах?

Перед ребятами выступит Сергей Лавров

Перед ребятами выступит Сергей Лавров — расскажет про патриотизм и дипломатию

«Разговоры о важном» — обязательные классные часы, которые ввели в школах и колледжах в сентябре 2022 года. Перед занятием ученики должны прослушать гимн России и поднять флаг. Как написано на сайте «Разговоров о важном», «основные темы классных часов связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России». Например, недавно с ребятами беседовали о российской науке, о новом движении детей и молодежи «Движение первых», о медиаграмотности и цифровой гигиене. Мы уже разбирали занятие, посвященное Рождеству: на классном часе детей поздравил патриарх Кирилл и призвал на них божье благословение. В прошлом году ребятам рассказывали о традициях празднования Нового года, который, по словам министра просвещения Сергея Кравцова, «был непростым». Кроме этого, мы подробно разбирали «Разговоры о важном» о Конституции, которую Валентина Матвиенко назвала максимально очеловеченным документом, и о героях — российских, настоящих, и западных, искусственных.

Тема следующего классного часа (он запланирован на 13 февраля) — «Россия в мире». Уже не раз к ученикам в начале «Разговоров о важном» обращались известные личности: Валентина Матвиенко, Сергей Кравцов, патриарх Кирилл. В начале разговора о роли России в мире перед ребятами выступит министр иностранных дел России Сергей Лавров. На видео он будет отвечать на вопросы, которые ему якобы задают дети.

Интервью с Сергеем Лавровым: дружба — «средство избегать скатывания отношений между теми или иными странами»

Интервью начинается с детского вопроса: «Какая идея объединит всех людей на планете?» Лавров отвечает, что если брать весь земной шар, то людей объединит дружба.

— Дружба как средство избегать любых проблем, любых сложностей, тем более как средство избегать скатывания отношений между теми или иными странами. — говорит Лавров.

Министр иностранных дел вспоминает, какая «прекрасная атмосфера» была на Всемирном фестивале молодежи и студентов, и Олимпиаде в Сочи, и Чемпионате мира по футболу.

—У нас очень много сделано для общественного согласия за последние двадцать лет после того, как перестал существовать Советский Союз, как он распался на несколько самостоятельных, независимых государств, — говорит Сергей Лавров. — Были ведь в стране тенденции, уже в Российской Федерации, тенденции к дальнейшему обособлению территорий — на Урале и Дальнем Востоке, да и в европейской части. И всё это было результатом такой, знаете, цепной реакции; когда что-то начинает распадаться, очень важно не допустить распада полного и окончательного.


«Русская культура никогда не пыталась задвинуть куда-то в сторону культуры других народов»

На вопрос о том, «в чем особенность и неповторимость России», Сергей Лавров отвечает, что любая страна неповторимая, каждую страну надо уважать, в том числе и Россию.

— [Россия] — это страна, в которой люди живут, ощущая себя одной семьей. Это очень важно, — подчеркивает министр иностранных дел. — Потому что русская культура никогда не пыталась задвинуть куда-то в сторону культуры других народов, культуры своих народов, которые составляют единое с российским государством.

Для Лаврова, по его словам, страны не существует без чувства сопричастности к предкам и ощущения того, что ты продолжаешь их традиции. Дальше речь заходит о патриотизме. Для Лаврова патриотизм — это гордость за свою страну.

Сергей Лавров вспоминает о рисунках, которые дети оправляют солдатам на СВО

— Огромное значение для любой страны, а особенно для нашей, имеют ее люди — люди, которые ее любят, — продолжает Лавров. — Те рисунки, которые дети направляют на фронт, вы видим в репортажах военных корреспондентов, насколько это важно для бойцов, как тепло они реагируют на это. Есть и дети, подростки, которые вместе с нашими артистами посещают расположения Вооруженных сил наших, наших бойцов, устраивают мини-концерты. Кстати, здесь вот, на Новом Арбате, была выставка рисунков достаточно трогательная, и, мне кажется, это очень важное проявление того самого согласия и того самого единства в обществе, о котором мы сегодня с вами говорили. И дети, воспитанные в этих традициях, дети, которые понимают, что в жизни есть вещи святые, они вырастут настоящими патриотами.


Затем Лавров рассказывает, чем юный гражданин может помочь своей стране: освоить рабочую специальность, заниматься гуманитарными науками, развивать современные технологии. Главное — понимать, что это нужно стране. После этого министр иностранных дел рассуждает о дипломатии. По словам Лаврова, самое главное в его работе — это знания.

— Когда ты продвигаешь внешнюю политику, какие-то инициативы и знаешь, что подавляющее большинство наших граждан их поддерживает, то ты, безусловно, работаешь с гораздо большим энтузиазмом и с гораздо большей отдачей. — подытоживает Лавров.

1–2 классы: «Россия — это пример мужества и героизма»

Учитель предлагает самым маленьким поговорить о том, чем уникальна Россия. На видео, которое показывают ребятам, диктор рассказывает об уникальном географическом положении России, ее богатой истории и культуре. Например, наша страна располагается сразу в Европе и Азии, «мы первые покорили космос», в России родились известные на весь мир люди — Пушкин, Толстой, Чехов, Чайковский, Станиславский.

— Россия — это пример мужества и героизма в тяжелые времена военных испытаний, — говорит учитель. — Мы можем гордиться своей Родиной, ведь именно она сыграла решающую роль в освобождении мира от злой напасти — фашизма. Этот великий подвиг навсегда в памяти всех народов.

Школьникам говорят, что Россия — это пример мужества

Затем ребятам рассказывают о достопримечательностях России: о вулканах Камчатки, Байкале, Ленских столбах, Казанском и Московском кремлях, дворцах и соборах Санкт-Петербурга. После этого дети должны представить, что к ним приехали иностранцы, которым надо рассказать о Красной площади. Дети по очереди представляют себя кремлtвскими башнями и рассказывают о себе, например: «Я — башня Тайницкая. Подо мной когда-то располагался тайный ход из Кремля в сторону Москвы-реки».

Есть и другой вариант развития событий — учитель просто рассказывает школьникам о кремлевских башнях.

Следующий город, о достопримечательностях которого должны узнать младшеклассники, — Санкт-Петербург. После короткого рассказа о Зимнем дворце и Эрмитаже — информация о достижениях России в космонавтике, спорте (учитель вспоминает фильмы «Легенда № 17» и «Движение вверх», говорит, что Россия — мировой лидер в художественной гимнастике, синхронном плавании, фигурном катании, лыжах и других видах спорта) и искусстве.

3–4 классы: «От всех нас зависит будущее нашей страны»

Ребятам постарше учитель рассказывает о первооткрывателях Фаддее Беллинсгаузене и Михаиле Лазареве, которые совершили экспедицию к Южному полюсу, открыли Антарктиду и составили ее карту. На карте ребятам показывают, какие географические объекты названы в честь российских ученых и первопроходцев. Затем школьники вспоминают о Северном морском пути и флоте ледоколов (кстати, о развитии атомной отрасли детям уже рассказывали — это занятие прошло вместо классного часа о традиционных семейных ценностях).

Затем — разговор о Валерии Чкалове, Георгии Байдукове и Александре Белякове, которые первые совершили перелет через Северный полюс.

— Над Арктикой наши пилоты чуть не замерзли — температура на борту самолета была ниже нуля, — Они выстояли и проложили новый северный авиапуть, — рассказывают школьникам. — А уже через месяц экипаж Михаила Громова установил новый мировой рекорд — летел по прямой без посадок 10 тысяч километров через Северный полюс. Полеты наших летчиков стали легендарными, и теперь комфортные пассажирские самолеты успешно летают по новому пути.

Дети узнают о российских первооткрывателях

Как 1 и 2-м классам, ребятам рассказывают о «Легенде № 17» и «Движении вверх», достижениях в области искусства, а подробнее учитель останавливается на Большом театре. По словам диктора на видео, Большой театр — это гордость России, там работали оперный певец Федор Шаляпин, композиторы Михаил Глинка, Петр Чайковский, Дмитрий Шостакович.

В дополнение школьники выступают с небольшими сообщениями о балетах «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и опере «Иван Сусанин». Затем для закрепления изученного ребята решают кроссворд.

— И нам с вами важно осознавать эти особенности, чтобы ценить, сохранять, а в будущем и приумножать славу нашей страны, — заканчивает занятие учитель. — Ведь от всех нас зависит будущее нашей страны, будущее России!

5–7 классы: «Россия всегда оказывала и оказывает поддержку странам, стремящимся защитить и сохранить свою независимость»

Ребятам постарше предстоит изучить пять блоков: «Великая культура», «Великие открытия», «Великие технологии», «Великие победы», «Великая страна». Перед изучением каждого блока детям показывают тематический видеоролик.

В блоке «Великая культура» разговор пойдет о выдающихся писателях (Федоре Михайловиче Достоевском, Льве Николаевиче Толстом, Антоне Павловиче Чехове) и композиторе Петре Ильиче Чайковском. Диктор приводит данные ЮНЕСКО: Достоевский — самый читаемый писатель в мире, он прославился глубоким психологизмом в произведениях.

— Любят в мире и другого русского писателя — Льва Толстого, — продолжает диктор. — Ведь он описывал то, что понимают и чувствуют люди во всём мире, говорил о традиционных ценностях. Его идеи и до сих пор близки каждому. Кроме того, Толстой — один из самых экранизируемых авторов в мире: только по роману «Анна Каренина» снято более 30 фильмов, существует 11 киноверсий эпопеи «Война и мир» и более 20 экранизаций романа «Воскресение».

Произведения Антона Павловича Чехова переведены на 90 языков, а каждые 6 минут в мире исполняется какая-нибудь композиция Петра Ильича Чайковского.

Ребята узнают, что произведения Чехова переведены на 90 языков мира

В блоке «Великие открытия» 5–7-м классам рассказывают о таблице Менделеева, географических открытиях Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, изобретателе радио Александре Попове, одном из основателей Обнинской АЭС Игоре Курчатове и других ученых.

Затем в блоке «Великие технологии» дети узнают о том, что Россия — «успешный экспортер высоких технологий XXI века».

— В настоящее время наша госкорпорация «Росатом» сооружает АЭС в 12 странах мира, — рассказывает диктор. — И занимает первое место по числу подобных проектов строительства АЭС: 36 энергоблоков. Россия совершила мощнейший технологический прорыв, который решит проблемы человечества на 1000 лет вперед. Наши атомщики запустили и успешно испытали реактор на Белоярской АЭС, который способен работать на ядерных отходах.

В блоке «Великие победы» — рассказ о победе СССР над фашистской Германией. Ребятам напоминают о Сталинградской, Курской битвах, операции «Багратион».

— В 1944–1945 годах Советский Союз осуществил освободительную миссию в Европе, окончательно разгромив фашистов на их территории, — говорит диктор. — Таким образом, именно наша страна внесла наибольший вклад в победу и разгромила основные силы немецкой армии, определив этим полную и безоговорочную капитуляцию Германии.

Ребята должны ответить, почему фашизм — опасная идеология и чем она угрожает миру, какие исторические уроки можно вынести из опыта Великой Отечественной войны и т. д.

— Следует отметить, что Россия всегда оказывала и оказывает поддержку странам, стремящимся защитить и сохранить свою независимость, свою историю, культуру, самобытность, — продолжает учитель. — Россия всегда поддерживала и поддерживает те страны, в которых принимают и уважают традиционные общечеловеческие ценности.

В конце занятия на экран выводится облако смыслов (блок «Великая страна»).

Облако смыслов

Затем ребята отвечают на вопросы о том, какие достижения у России есть в области культуры, науки, какие технологии экспортирует Россия, какую роль она играет «в защите мира, поддержке многополярного мироустройства» и «почему Россия поддерживает страны, которые уважают традиционные общечеловеческие ценности».


— Главное — чтобы Россия была в сердце каждого из нас! — подытоживает учитель.

8–11 классы и СПО: «Россия — страна, уважающая свободу и суверенитет других стран»



В методичках для 8–9-х, 10–11-х классов и СПО почти та же информация, что и для 5–7-х классов, однако вместо пяти блоков там шесть: добавляется блок «особая миссия». В этом блоке ребятам рассказывают о деколонизации.

— После Второй мировой войны усилился процесс деколонизации, вызванный движением за освобождение от колониального гнета европейских держав. — рассказывает диктор на видео. — С 1943 по 1959 годы независимость обрели 20 стран. К 70-м годам XX века стали свободными от метрополий еще 50 государств. За весь этот период на месте колоний и политически зависимых стран возникло около 100 новых суверенных государств. До этого почти вся Африка и значительная часть Азии были захвачены европейскими странами. Деколонизация не всегда шла мирным путем. Европейские державы не хотели признавать независимость колоний, которые некогда приносили им хорошую прибыль. Но поддержка СССР дала мощный толчок национально-освободительному движению в странах Африки и Азии.

Россия, как написано в методичках, защищает суверенитет других стран

Диктор говорит, что благодаря усилиям СССР 1960 год стал «Годом Африки» — 17 африканских стран получили независимость от колоний, а Генеральная Ассамблея ООН по инициативе СССР приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Согласно документу, колониальные державы должны были передать власть народам, населявшим колонии.


Основной вывод этого блока: «Россия — страна, уважающая свободу и суверенитет других стран, защищающая традиционные общечеловеческие ценности».

Дети должны будут ответить на вопросы: «Чем опасен монополярный мир?», «Почему <...> наша страна активно поддерживала процессы деколонизации в Африке и Азии после Второй мировой войны?», «Почему народы стран Азии и Африки стремились к освобождению от зависимости от европейских стран в послевоенные годы?». Кроме этого, ученики должны будут привести примеры помощи со стороны России в защите суверенности других стран.


Ранее мы рассказывали, что пермским школьникам на «Разговорах о важном» предложили раскрасить блокадный хлеб.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем