Образование Проблемы в ПГНИУ эксклюзив «50% коллектива сейчас уйдет». В ПГНИУ прошло собрание нового физико-математического института: о чем там говорили

«50% коллектива сейчас уйдет». В ПГНИУ прошло собрание нового физико-математического института: о чем там говорили

Директор ответила на вопросы о расписании, новых учебных планах и многом другом

Собрание прошло 2 апреля, в конференц-зале собрались сотрудники и преподаватели нового физико-математического института

2 апреля в Пермском государственном национльном исследовательском университете обсудили будущее нового физико-математического института. На собрание пришли преподаватели и сотрудники физфака и мехмата — правда, теперь уже бывших факультетов вуза. Их, несмотря на протесты студентов и недовольство преподавателей, объединили в один институт. Директор физмат института Марина Барулина ответила на вопросы коллег о расписании, новых учебных планах и о том, что будет с преподавателями и студентами нового института. Журналистка 59.RU побывала на собрании. Рассказываем, о чем там шла речь.

Марина Александровна Барулина — доктор физико-математических наук. До работы в ПГНИУ Марина Александровна руководила саратовской лабораторией анализа и синтеза динамических систем в прецизионной механике Института проблем точной механики и управления РАН. В пресс-службе ПГНИУ говорили, что Марина Барулина — член Академии навигации и управления движением и Российской академии космонавтики. В интервью 59.RU теперь уже бывший и. о. декана физического факультета ПГНИУ Игорь Владимирович Лунегов говорил, что в вуз Марина Александровна пришла в июне 2023 года. Ее назначили советником ректората по научной деятельности. С 1 сентября 2023 года она стала и. о. декана мехмата, когда у прошлого декана Андрея Геннадьевича Кузнецова истек срок контракта. Позже стало известно, что Марина Александровна станет директором института физики и математики.

«Призываю вас всех быть участниками одной большой команды»

Собрание прошло в конференц-зале главного корпуса ПГНИУ. Первой слово взяла проректор по учебной работе ПГНИУ Анна Сергеевна Габдурафикова. Она сказала, что 2 апреля — это исторический день: «создался новый институт, объединивший в себе два факультета — физический и механико-математический». Это, по ее словам, факультеты с большой историей и многолетним опытом, который надо положить в основу работы института.

— Я бы хотела, чтобы вы все и мы тоже относились к этому как к такой новой открывающейся двери, новым возможностям, новым исследованиям, чтобы синергия двух факультетов дала бы какие-то прорывные результаты как в науке, так и в образовательной деятельности. И призываю вас всех быть участниками одной большой команды, не просто сотрудниками или наемными работниками, а именно членами команды, чтобы каждый вносил свой вклад в общее дело, в общую идею, — призвала участников собрания проректор.

Важно, по словам Анны Сергеевны, чтобы сотрудники института отвечали статусу современного преподавателя: это должны быть люди с широким кругозором, хорошо знающие свой предмет, готовые меняться, подстраиваться под новые требования и к новому типу студентов и абитуриентов.

«Опыт прошлого года показал нам, что без подписанного трудового договора человек не работает»

Затем выступил проректор по кадровой политике и социальным вопросам Игорь Юрьевич Плотников. Он призвал преподавателей и сотрудников физфака и мехмата подписать дополнительные соглашения о переводе в физико-математический институт.

— Физики, они молодцы. Уже 106 допсоглашений подписано. Математики немного отстают — всего 75, — поделился статистикой Игорь Юрьевич. — Коллеги, я убедительно прошу руководителей кафедр и лабораторий подтолкнуть своих сотрудников к тому, чтобы это все сделать в ближайшие три дня максимально. Потому что, к сожалению, опыт прошлого года показал нам, что без подписанного трудового договора человек не работает.

Игорь Плотников отметил, что важно не нарушить трудовое законодательство, и передал микрофон директору нового физико-математического института Марине Александровне Барулиной.

Повысить средний балл абитуриентов и снизить отчисляемость: планы института


Речь Марина Александровна начала с планов института на ближайшее время. По ее словам, сотрудники института должны понимать, кто такой их выпускник и будет ли он востребован на рынке труда после окончания ПГНИУ. У потенциальных выпускников физико-математического института, сказала Марина Барулина, должны быть междисциплинарные знания, научное мышление, постоянная мотивация и умение рефлексировать.

Марина Александровна описала, каким должен быть выпускники института. У него должны быть междисциплинарные знания, научное мышление, мотивация, умение рефлексировать

В планах института, по словам Марины Барулиной, — увеличение среднего балла ЕГЭ у абитуриентов как минимум на 10 баллов (без хороших абитуриентов не будет и хороших студентов).

Сейчас средний балл абитуриентов, которые к нам поступают, — это 60 [баллов], — сказала коллегам Марина Александровна. — Мы хотим, чтобы к нам шли олимпиадники и абитуриенты с высокими баллами. К сожалению, сейчас те, у кого есть высокие баллы, не рассматривают наш университет, наш институт, ранее мехмат и физфак, как инстанцию первого выбора для своего дальнейшего обучения.

Также важно увеличить количество школьников, сдающих физику и математику. Для этого можно работать со школами, например, отправлять преподавать туда студентов, и с учителями, например, проводить для них курсы повышения квалификации. Сейчас, по словам директора института, учеба на 1-м и 2-м курсе начинается «с выравнивания школьного курса физики».

В ПГНИУ создали пять рабочих групп для организации работы института

Еще одно направление работы — постоянное совершенствование образовательных программ. По словам директора, дело в том, что образовательные программы устарели и по названию, и по методам, и по задачам. Также Марина Александровна поставила задачу сформировать круг работодателей, которые смогли бы четко сформулировать, чего они ожидают от выпускника физико-математического института, чтобы он был интересен как работник. Кроме того, нужно повысить уровень усвоения материала и при этом уменьшить отчисляемость.

— Наши образовательные программы должны быть настолько актуальны, чтобы к нам хотели приехать дети из других стран, — сказала Марина Барулина.

Сейчас, по словам директора, даже если есть запрос на вовлечение студентов в науку, то нет возможности это стремление реализовать.

— К сожалению, очень мало преподавателей, которые готовы тратить свои силы на то, чтобы поставить задачу, научить ее решать, довести до публикаций, до грантов и так далее, — объяснила суть проблемы Марина Александровна.

Еще одна важная задача — активизация научного процесса. Сейчас, по словам директора института, междисциплинарные исследования строятся «по каким-то личным принципам»: преподаватели могут не знать, чем занимаются их коллеги в соседних лабораториях.

— А могут заниматься даже очень потенциальными решениями, могут усилить друг друга, но они не знают друг друга, — сказала директор.

Чему будут учить в новом институте?


Марина Александровна представила коллегам направления подготовки, по которым будут набирать студентов в 2024 году. О них написано и в документе, опубликованном на сайте вуза. Всего на семь направлений подготовки выделено 132 бюджетных места.

  • на направлении «математика» будет 25 бюджетных и 5 платных мест, тут будут готовить студентов по образовательной программе «Математика»;

  • на направлении «механика и математическое моделирование» тоже будет 25 бюджетных и 5 платных мест. Образовательная программа называется «Механика и математическое моделирование»;

  • на направлении «прикладные математика и физика» предусмотрено 15 бюджетных и 5 платных мест. Образовательная программа будет называться «Прикладные математика и физика»;

  • на направлении «физика» будет 15 бюджетных и 5 платных мест, образовательная программа, по которой будут учиться студенты, называется «Фундаментальная физика»;

  • на направлении «радиофизика» будет 30 бюджетных и 5 платных мест. Образовательная программа называется «Электроника, микро- и наноэлектроника»;

  • на направлении «приборостроение» предусмотрено 15 платных мест, бюджетных нет. Здесь будут учить по образовательной программе «Навигация, фотоника и интеллектуальные системы». Это новое направление, оно уже прошло лицензирование, но пока не аккредитовано;

  • на направлении «нанотехнологии и микросистемная техника» будет 22 бюджетных и 5 платных мест. Образовательная программа называется «Материалы микро- и наносистемной техники».

По словам Марины Александровны, платных мест в новом институте мало, поэтому пока он будет работать «на грани выживания»: доходы институт будет получать только от образовательной деятельности.

В физмат институте планируют работать со школами, чтобы привлечь потенциальных абитуриентов, проводить консультации для подготовки к ЕГЭ и многое другое

Физико-математический институт, сказала Марина Барулина, планирует посетить 30 школ (для этого нужно найти желающих среди преподавателей), а 18 или 19 мая (дату еще не выбрали) в физико-математическом институте пройдет день открытых дверей. Также институт собирается проводить консультации по сдаче ЕГЭ для школьников и создать материалы для приемной кампании. 8 апреля стартует заочный этап олимпиады «Юные таланты» по математике — проведение олимпиады тоже анонсировала директор института.

Что после создания института будет с теми, кто учился на физфаке и мехмате? А с преподавателями и расписанием?


После выступления Марины Александровны преподаватели и сотрудники начали задавать вопросы. Первым к директору обратился Игорь Владимирович Лунегов*

Когда мы общались с Игорем Владимировичем в январе этого года, он работал в ПГНИУ в должности и. о. декана физического факультета. Сейчас, после ликвидации физического факультета и создания физмат института, он продолжает заведовать кафедрой радиоэлектроники и защиты информации (она пока еще существует в институте).

Игорь Владимирович поинтересовался у Марины Александровны, какой будет структура института, и спросил, что будет с направлениями подготовки студентов 2, 3, и 4-го курсов, поступивших на физфак или мехмат и продолживших учиться в новом институте. Также, по словам Игоря Лунегова, его коллеги подписали дополнительные соглашения о переводе в физмат институт с сохранением должностей и названий лабораторий, в которых они работают. Из-за этого возник вопрос, поменяется ли штатное расписание летом или 1 сентября этого года, когда ПГНИУ начнет принимать абитуриентов в новый институт.

По словам Марины Александровны, чтобы избежать неразберихи, в том числе с работой ЕТИСа*, решили объединить физфак и мехмат «как есть».


— То есть все кафедры, все преподаватели просто переходят в физмат институт. Меняется только место работы, не меняются ее условия, — пояснила Игорю Владимировичу директор института. — Что касается штатного расписания. Все изменения штатного расписания происходят в рамках Трудового кодекса, поэтому те, кто работает, у кого есть действующие договора, то они работают и у них есть действующие договора.

ЕТИС, или единая телеинформационная система, — это электронная платформа, в которой хранятся личные данные студентов и преподавателей. У каждого из них в ЕТИСе есть личные кабинеты, студенты могут посмотреть в них учебный план, расписание занятий и оценки.

У некоторых сотрудников, по словам Марины Барулиной, срок трудового договора заканчивается 31 августа этого года. Конкурсная процедура предполагает избрание кандидатов на должность на Ученом совете института, но до этого на большом Ученом совете университета 27 апреля должны принять положение об Ученом совете института.

— Что касается пересмотра [штатного расписания]. Я прекрасно понимаю, и вы прекрасно понимаете, что после того как мы пересобрали образовательные программы, произошла большая экономия по аудиторным и лабораторным часам, — сказала Марина Барулина. — Поэтому буквально сейчас мы ведем работу для того, чтобы обсудить ту нагрузку, которая пойдет по первому курсу.


По словам Марины Александровны, направления подготовки 2, 3, и 4-го курсов трогать не будут. Старые учебные планы, по которым они учились на физфаке и мехмате, сильно отличаются от новых институтских.

Как будут руководить институтом?


Также Игорь Лунегов поинтересовался, какая структура руководства будет у института.

У нас есть в штатном расписании только отдел по обеспечению образовательной деятельности, — ответила Игорю Владимировичу Марина Барулина.

— Хорошо, а замдекана по научной работе? — задал вопрос Игорь Владимирович.

— У нас есть директор [института], у нас есть отдел по образовательной деятельности. То есть по ведению, по помощи, по организации научной деятельности, — повторила директор физмат института.

На эффективные контракты денег нет, а научные статьи планируют оплачивать, если будут стимулирующие фонды


Из зала Марину Александровну спросили, как будут оценивать эффективность преподавателей и будут ли им оплачивать научные статьи. Директор ответила, что на эффективные контракты у университета денег нет, а когда эти контракты появятся, она не знает.

— Учитывая то, что у физфака и у мехмата были многомиллионные долги перед университетом, то в последние годы стимулирующих надбавок практически не было за исключением тех, кому начисляли из фонда: специальным решением ректора были выделены фонды для поощрения сотрудников. Соответственно, если у нас будут стимулирующие фонды, я с удовольствием поощрю публикации и научные, образовательные достижения без проблем, — ответила Марина Барулина на вопрос об оплате научных статей.

Эффективный контракт — это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты и размер ставки. Также в договоре прописаны меры соцподдержки, показатели и критерии оценки работы для назначения стимулирующих выплат (тут учитываются результаты и качество работы).

Как институт будет работать с абитуриентами и учителями?


Игорь Владимирович заметил, что проблема не в том, что школьники не хотят сдавать ЕГЭ по физике и математике, а в том, что ребята не хотят потом преподавать, в дефиците учителей. По словам Игоря Лунегова, в если городских школах учителей еще более-менее хватает, то в крае с этим проблема, в том числе потому что краевой Минобр отдельно развивает среднее специальное образование. Если еще 10 лет назад абитуриенты поступали в ПГНИУ из разных городов края, то сейчас они идут в колледжи и техникумы.

— Пока мы не сможем взаимодействовать с дальним окружением, с районами, выезжать в районы или же удаленно заниматься с этими районами [ничего не поменяется], — заметил Игорь Лунегов. — Потому что ребята из отдаленных районов тоже интересуются физикой и математикой, но у них просто физически нет возможности [сдать ЕГЭ], потому что нет у них учителей физики. Именно этим надо заниматься. Худо-бедно в городе у нас есть [учителя], и понятно, те, кто учится в городе, едут в Москву, потому что там мест, что называется, завались, и даже со средними баллами они сейчас поступают. Раньше, когда мы готовили ребят, некоторые уезжали, а некоторые мои ученики сейчас работают в университете, преподают, статистика такая.

Марина Александровна не согласилась с Игорем Владимировичем: и в городских школах не хватает учителей. Где-то дефицит такой, что школы готовы принимать на работу студентов 1-х курсов. С районами, по словам директора института, работать действительно нужно, но возникает проблема: если в пермские школы институт еще может отправить преподавать своих студентов, то в край нет. Поэтому можно попробовать выстроить дистанционное преподавание, но самый «реальный способ» заинтересовать школьников физикой и математикой — пригласить их в университет на 1–2 дня на образовательные программы.

Марина Александровна ответила на вопросы сотрудников (их было очень много)

Еще один участник собрания спросил у Марины Александровны, сможет ли институт организовать курсы повышения квалификации для учителей, если все деньги на это краевой Минобр выделяет Пермскому педуниверситету. По мнению преподавателя, брать деньги за прохождение курсов с педагогов было бы неправильно. По словам Марины Александровны, деньги на это сейчас действительно не получить из-за решения на уровне региона.


Также у директора поинтересовались, возможно ли открыть в институте педагогическое направление, чтобы вуз сам мог готовить будущих учителей.

Мы сейчас в планы математиков и механиков включили небольшую дисциплину — «основы преподавания математики и информатики», — ответила Марина Барулина.

По поводу открытия педагогического направления директор заметила: педагогические направления у абитуриентов не востребованы, потому что ребята понимают, что после выпуска с этим дипломом пойдут работать только в школу.

«Почему-то в новой образовательной программе сократились часы на физику и математику»


— Вы говорили, что уровень образования по физике и математике в школе резко упал, средний балл ЕГЭ 60 и так далее, — снова обратился к Марине Александровне Игорь Лунегов. — Но почему-то в новой образовательной программе сократились часы на физику и математику. Чем вы это объясните? Вроде надо увеличивать, а вы сокращаете.


Марина Александровна ответила, что не видит в новом учебном плане уменьшения часов.

Я вижу более структурно, логически выстроенные дисциплины, которые идут в том порядке, в котором они должны идти, и те зачетные единицы, которых в принципе достаточно, чтобы освоить курс в той мере, в которой он должен быть освоен, — ответила директор.


С этим Игорь Владимирович не согласился, сказав, что в новой программе уменьшили количество зачетных единиц по физике и математике.

— У нас есть определенное количество зачетных единиц, в которые мы должны уложить те знания, которые студенты должны получить, — повторила Марина Александровна. — Вот в этом смысле я не вижу нарушения программы.


Она заметила, что программу пересмотрели и многое в нее добавили. Другой участник собрания согласился с Игорем Владимировичем и отметил, что даже по старой программе преподавателям не хватало аудиторных часов и времени на проведение лабораторных работ. Преподаватели решали проблему, работая со студентами индивидуально, повторяя пройденное. Директор в ответ на это сказала, что при таком подходе информацию дублировали, а в новой программе это дублирование убрали.

— Марина Александровна, это сказки! Вы фантазерка! Такого не бывает! — эмоционально высказался преподаватель.

— Надо попробовать реализовать, — ответила директор.

— И обделаемся. А зачем?

— Затем, чтобы студент понимал, что он делает, — подытожила Марина Барулина.

«50% коллектива сейчас уйдет»


— Мы говорим, и в нашем разговоре участвуют школьники, абитуриенты, студенты, выпускники, — поднялся с места еще один участник собрания. — А где у нас трудовой коллектив, который должен на своих плечах вот эти амбициозные задачи выполнять? Чем физмат институт привлекателен для сотрудников? Это риск № 1: 50% коллектива сейчас уйдет.

— Вопрос: риск для чего и почему 50% уйдет? — переспросила директор.

— Ну то есть вы не ощущаете ситуацию на земле, почему это так? — ответил ей задавший вопрос.

— Ну еще раз, почему 50% уйдет? — снова спросила Марина Александровна. — Почему не 49, не 48, не 20, не 80%? Откуда такие оценки? Если сейчас…

— Какой порог для вас нормальный? — перебил ее участник собрания.

Если сейчас Игорь Юрьевич [Плотников] сказал, чтобы все физики подписали заявления, то о 50% нет речи, — закончила диалог Марина Барулина.

— Мы [физики] просто очень ответственные с тем, чтобы закончить учебный год, — объяснил ей Игорь Лунегов.

Я со своей стороны могу обещать, что вот такого безобразия, которое было со ставками и так далее в прошлом году в сентябре, этого не будет, — заверила коллег Марина Александровна. — То есть вся нагрузка [будет] рассчитана вовремя, и люди, которые будут работать, будут прекрасно знать свою нагрузку.


Я немножко прокомментирую, в чем неопределенность, — обратился к Марине Александровне один из преподавателей. — У нас достаточно большое число людей являются внешними совместителями, в том числе я, и в проекте нового учебного плана я не вижу ни одного своего курса. Соответственно, у меня возникает вопрос закономерный: что я здесь буду делать в сентябре? Читать какие-то курсы, которые я никогда не читал, например. То есть вопрос такой: когда мы сможем ознакомиться с учебными планами и понять, условно, какие курсы преподаватели будут вести и будут ли вообще вести какие-то курсы, которые они раньше вели? Просто те люди, которые являются внешними совместителями, в том числе я, они здесь больше за идею, за какие-то конкретные спецкурсы. Если этих курсов нет, соответственно, мы и получим какой-то икс-процент, который просто развернется и уйдет.

Марина Александровна в ответ на это пообещала показать коллегам учебный план, чтобы всё стало понятно. Собрание закончилось вопросом о том, что будет с учебно-вспомогательным персоналом.

— У физиков есть такая особенность, что учебно-вспомогательного персонала нужно больше, чем, например, математикам, — ответила директор. — Не скрою, что в ближайшее время будет проведен аудит всех лабораторий, в том числе научных, с тем, чтобы выяснить, эти лаборатории вообще работающие или неработающие. По каждому УВСу будет принято решение.

Ранее члены наблюдательного совета ПГНИУ порекомендовали кандидатуру и. о. ректора Игоря Германова на пост ректора вуза, а сам он представил концепцию развития университета до 2035 года.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED4
Гнев
ANGRY8
Печаль
SAD3
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем