Уполномоченный по правам человека в Прикамье Павел Миков также раскритиковал пермскую гимназию № 4, где детей в первый класс принимают по результатам вступительных испытаний, а проходной балл для девочек выше, чем для мальчиков. Омбудсмен, который долгое время отвечал за соблюдение прав детей в регионе, высказал свое мнение об этой ситуации. Публикуем его колонку.
По информации из СМИ и социальных сетей можно сделать вывод о том, что администрация гимназии № 4 нарушила права детей, в частности, право на общедоступное образование. В соответствии с конвенцией ООН «О правах ребенка» и Конституцией Российской Федерации все дети вне зависимости от пола имеют равное право на образование. Тем более у нас в стране прямо запрещена какая-либо дискриминация по половому признаку, состоянию здоровья, национальности и так далее. Все дети равны в правах.
Законодательство не предусматривает возможность конкурсного отбора в начальную школу. Право принимать детей по результатам тестирования у специализированных школ, гимназий и лицеев есть только в случае со старшеклассниками, которые желают продолжить там образование. Экзамены в первый класс — это незаконно.
Механизм зачисления в первый класс один по всей стране. С 1 апреля по 1 июля в школы зачисляют детей, живущих в домах, закрепленных за ней. С 1 июня на места, оставшиеся свободными, записывают всех остальных. До этого срока школы не имеют права принимать заявления от семей из других микрорайонов и тем более определять, кто именно из детей будет у них учиться, а кто нет, вывешивать списки.
Школа или гимназия имеет право провести психолого-педагогическое обследование ребенка уже после зачисления, чтобы определить его уровень подготовки, выявить проблемы и особенности, сформировать индивидуальный подход и образовательную программу. Не принимать детей в первый класс, мотивируя это слабым уровнем их подготовки, школы не могут. Учиться в первом классе имеют право все, кто достиг школьного возраста.
Посещение так называемой «воскресной школы» — не гарантия поступления в образовательное учреждение, при котором ее организовали. Это платная дополнительная образовательная услуга, которой семьи пользуются добровольно. Ни в одном договоре на такую услугу не сказано, что ребенок, посещавший воскресную школу, точно будет зачислен в первый класс.
Эту услугу в большинстве случаев даже не называют подготовкой к школе, чаще называя развивающими занятиями. Поэтому баллы, которые ребенок получает, выпускаясь из воскресной школы — это всего лишь информация для родителей, которая поможет им понять, где в знаниях ребенка есть пробелы, что нужно подтянуть до первого сентября.
Установка разных баллов для девочек и мальчиков — это нонсенс, дискриминация по половому признаку. Раньше подобных обращений в аппарат уполномоченного по правам человека не поступало. Но периодически перед началом учебного года бывают жалобы на конкурсные испытания при приеме в первый класс.
Для меня эта ситуация странная. Я полагал, что после общественного резонанса из-за отстранения от уроков девочек с волосами не того цвета, администрация гимназии должна вынести уроки. Тем более после того случая департамент образования Перми организовал для руководителей образовательных учреждений семинары на тему соблюдения прав ребенка. Я думаю, департамент образования должен очень внимательно разобраться в том, что происходит в гимназии, и поправить коллег.
Версия о том, что решение установить разные баллы для мальчиков и девочек приняли из-за стремления достичь гендерного баланса, кажется мне очень надуманной. Абсолютно не обязательно, чтобы количество мальчиков и девочек было одинаковым. Вопрос влияния процентного соотношения мальчиков и девочек на психологическую атмосферу в коллективе еще недостаточно изучен, нет каких-то однозначных рекомендаций по количеству детей каждого пола в классе. К тому же, мы имеем успешные примеры учебных заведений, где учатся только девочки или только мальчики. Например, суворовские училища, которые только недавно начали принимать на учебу девочек.
Ранее ситуацию с приемом детей в первый класс гимназии № 4 прокомментировали директора других школ, психолог и родители.