В августе прошлого года вышла игра «Черная книга» от пермской студии «Мортёшка». Ее создавали по мотивам прикамских быличек, а действие происходит в Чердынском уезде конца XIX века. Мы поговорили с одним из разработчиков игры Владимиром Белецким о том, как она создавалась.
Что значит «Мортёшка» и о чем «Черная книга»?
Студия «Мортёшка» появилась шесть лет назад. Ее название происходит от игры слов «морт» и «матрёшка». «Морт» с французского — «мертвый», с коми-пермяцкого — «человек». В 2017 году они выпустили свою первую игру — «Человеколось» (The Mooseman) (12+). По сюжету игрок управляет человеколосем и может видеть то, что недоступно взору смертного. Используя свой дар и хитрость, игроку нужно преодолеть три слоя мироздания, первым из которых является нижний мир, обитель древних духов. Игра наполнена персонажами из местной мифологии, а события происходят на землях пермской Чуди в трех мирах: духов, людей и богов.
Вторая игра студии «Черная книга» (Black Book) (6+) тоже основана на местных легендах и мифах. По сюжету главную героиню Василису воспитывает колдун. Она не хотела становиться ведьмой, но передумала после странной смерти своего жениха. Девушка хочет разобраться в произошедшем и попытаться вернуть любимого к жизни. Ей нужно пройти для этого колдовской обряд и открыть семь печатей Черной книги.
Во время работы над созданием игры разработчики открыли Kickstarter-кампанию. Kickstarter — это площадка, где встречаются люди с готовыми идеями и люди, которые могут финансово их поддержать. Всё работает по схеме добровольных пожертвований, платежи принимаются со всего мира. Поддержать проект может кто угодно, достаточно лишь найти идею, которая будет по душе.
Было мало игр со славянской мифологией
До «Мортёшки» Владимир Белецкий работал в Alternativa Games — это пермская независимая студия-разработчик многопользовательских онлайн-игр и приложений. Их проекты — «Танки Онлайн», Tanki X и King Hardcore. В компании Владимир сначала был программистом, потом продакт-менеджером игры Tanki X. Еще раньше Владимир был бизнес-аналитиком на ПНППК.
— «Мортёшка» образовалась в момент начала работы над «Человеколосем»: в отпуске я решил сделать небольшую сюжетную игру и предложил Михаилу Швачко заняться музыкой и звуками в этом проекте (Швачко — композитор «Человеколося», он же написал музыку для «Черной книги». — Прим. ред.), — рассказывает гейм-дизайнер. — Эта игра из простого проекта выходного дня переросла в полноценную игру, но работали над ней мы в свободное от основной работы время. После релиза (выпуска игры. — Прим. ред.) появилась возможность работать над следующей игрой full time (полный рабочий день. — Прим ред.). Сейчас в команде три человека, а самый наш максимальный состав в период активной разработки «Черной книги» — пять человек.
Владимир рассказывает: работая над «Человеколосем», команда хотела сделать необычную игру, которая бы рассказывала свою историю в необычном сеттинге (игровом мире). Поэтому для нее выбрали звериный стиль. Ту же идею продолжили в «Черной книге».
— Если посмотреть на все игровые проекты, то окажется, что было разработано очень мало игр, которые бы аутентично использовали сеттинг славянской мифологии, — рассказывает разработчик. — Мы решили оттолкнуться от быличек и бывальщин как от фольклорного среза, где есть четко очерченный пантеон.
Владимир Белецкий занимается разными задачами. Во время работы над «Человеколосем» он работал над сюжетом, артом (визуалом), писал код. В «Черной книге» артом в основном занимался специалист в этой области, поэтому Владимир придумывал сюжет и писал код, управлял командой и проектом. Помимо Владимира Белецкого и композитора Михаила Швачко, над «Черной книгой» работали еще три человека: Ильдар Алимов занимался артом, Андрей Художидков программировал, а Дарья Солонец создавала анимации.
— Изначально «Черная книга» задумывалась как тактическая ролевая игра с геймплеем, более близким к Dungeons & Dragons (настольная ролевая игра в жанре фэнтези, в переводе «Подземелья и драконы». — Прим. ред.), но детерминированным, в духе Hitman GO (пошаговая компьютерная видеоигра-головоломка. — Прим. ред.), — говорит Владимир. — Эта концепция показалась недостаточно интересной, поэтому постепенно мы пришли к карточному геймплею.
Сначала игру разрабатывали на деньги, полученные от запуска «Человеколося». Потом команда нашла издателя, и вместе они решили выходить на Kickstarter для финансирования и, возможно, расширения процесса разработки. Целью было получить 35 тысяч долларов, в итоге удалось собрать 163 тысячи долларов. Увеличение бюджета позволило добавить в игру новые механики и контент, такие как игра в дурачка, новые квесты помощников Василисы, а также озвучку на русском и английском языках.
Благодаря кампании на Kickstarter у разработчиков добавились новые цели. Например, в игру добавили четыре возможные концовки: хорошую, среднюю, условно плохую и худшую — все они зависят от количества грехов, которые игрок совершил во время прохождения. Также в игре появились четыре уровня сложности: ученица, знатка, колдунья и осатанение. Более подробно об этом можно почитать по ссылке.
Былички и энциклопедические заметки в игре достаточно точные
На создание «Черной книги» команду вдохновила книга «Страшные сказки, рассказанные дедом Егором, крестьянином бывшего Чердынского уезда Пермской губернии» фольклориста Константина Шумова. Многим пермякам известна созданная Шумовым настольная игра «Шел солдат со службы». Когда создали устоявшийся прототип игры, разработчики связались с Константином Шумовым и попросили помочь составить игровую энциклопедию с научными заметками о различных явлениях и написать художественные обработки быличек. Он согласился. Былички и энциклопедические заметки можно считать очень точными, говорит Владимир Белецкий.
— Сам сюжет также укладывается в общую канву устойчивых сюжетов мифологических рассказов и является своеобразным сборником таковых в игровой форме. Одной из целей проекта было рассказать аутентичный фольклор в игровой форме. Тем не менее в игре есть ряд отклонений от фольклорных записей, поэтому при подготовке к экзаменам лучше проконсультироваться со специализированной литературой, — улыбается разработчик.
Например, в игре есть история о девочке, одержимой бесом-икоткой, который в итоге оказывается интересным древним духом (кто такие икотки, вы можете прочитать в этом материале). Более подробно о легендах, которые представлены в игре, разработчик рассказывать не стал, чтобы обойтись без спойлеров.
Мы спросили, почему действие игры происходит именно в Чердынском уезде.
— Во-первых, север нашего края манит к себе своей загадочностью и стариной, во-вторых, мы уже были в Чердыни во время работы над «Человеколосем» и хотелось совместить наработанный материал по финно-угорским мифам с новым проектом, и в-третьих, это дань уважения работе Константина Шумова, ведь его «Страшные сказки» разворачиваются именно в Чердынском уезде, — говорит Владимир Белецкий.
Новая игра, возможно, тоже будет связана с фольклором
В игровой индустрии нередки переработки. Они были и при работе над «Черной книгой». По словам Белецкого, в основном они были у него, работать сверхурочно приходилось перед важными для проекта событиями и после них. Например, когда команда вышла на Kickstarter и когда состоялся релиз игры. Оценить все переработки сложно, говорит Владимир, но перерабатывать приходилось гораздо больше, чем до этого, во время работы в офисе.
Несколько раз дату релиза «Черной книги» переносили. Люди, которые ждали игру, относились к этому по-разному: некоторые — с пониманием, некоторые были недовольны. Но в основном, по оценке разработчика, игроки их поддерживали.
После релиза игры команда приступила к устранению багов (ошибок). В выпущенной версии было несколько огрехов, например в некоторых случаях внутриигровые магазины не работали. Около месяца после релиза был довольно напряженный период постоянных правок, говорит разработчик.
Критики и игроки в целом очень хвалят игру, эксперты называют ее одной из лучших в 2021 году. «Черная книга» вошла в несколько рейтингов, о них мы рассказывали здесь.
— Мы не ожидали, что нас назовут в числе лучших, хотя и надеялись попасть в списки заметных проектов 21-го года, поэтому очень рады, что нашу игру отметили, — говорит Владимир.
«Мортёшка» уже начинает работу над новой игрой. Пока создатели не знают, о чем конкретно будет новая игра, поскольку только начинают этап прототипирования, но, вероятно, она тоже будет связана с фольклором.
— Я бы посоветовал заниматься тем, к чему лежит душа, — отвечает Владимир на просьбу посоветовать что-то условному школьнику, мечтающему разрабатывать игры. — Если есть тяга к разработке игр, то, конечно, следует к этому стремиться. Один из основных плюсов — возможность заниматься любимым делом, есть и минусы: работа требует больших временных затрат и не всегда гарантирует результат, особенно в сфере инди. Когда я был школьником, то было очень сложно чему-то научиться в области геймдева, интернет только-только начинал проникать в наш быт, было сложно найти учебные материалы. Сейчас есть целый пласт онлайн-образования, как платного, так и бесплатного, серии роликов на YouTube и прочее, поэтому если есть желание, то стоит начать делать свою игру с помощью таких материалов.
Если вы еще не играли в «Черную книгу», можете почитать отзыв о ней.