Даже спросонья каждый пермяк наверняка назовет не один громкий проект, о котором много говорили, но так и не реализовали. Новые здания для художественной галереи и Оперного театра, переезд зоопарка и даже строительство метро — всё это в Перми проходит по разряду «вечных» проектов.
Мы представили, как бы выглядел город, где воплотили все громкие идеи. И нанесли на карту разные варианты, предлагаемые на протяжении не одного десятилетия.
Жилой район в Камской долине
По планам 1970-х, на правом берегу должен был развернуться большой современный жилой район Камская долина. Здесь собирались организовать новый центр Перми с каналами и спортивной зоной. На территории в 900 га хотели возвести 1,2–1,3 миллиона квадратных метров жилья, где могли бы поселиться 100–150 тысяч человек.
Строительство требовало больших вложений: на заболоченной местности нужно было создать систему дренажей и намыть грунт, чтобы поднять уровень земли. Отсутствовали инженерные сети — решение этой проблемы собирались возложить на заводы и Советы Кировского и Орджоникидзевского районов. В итоге от реализации масштабного проекта отказались.
Метро
Пустить транспорт под землей планировали еще по Генплану 1972 года. Проекта на тот момент не было, только схематично описанные направления. Строить хотели две ветки — от микрорайона Гайва к нефтехимическому комбинату (сейчас это ПНОС) и от Закамска к заводу Свердлова («Пермские моторы»). Линии должны были пересекаться в центре города.
Первый проект (от него быстро отказались) подготовил в 1970-е трест «Новосибирскгражданпроект». Одна ветка должна была идти по левому берегу Камы, вторая — по правому.
Второй проект появился в 1982 году: с учетом геологических изысканий его разработал «Ленметрогипротранс». Первая линия длиной 13 километров должна была идти вдоль Камы, пересекая город с запада на восток. На ней 9 станций: «Лесокомбинат "Красный Октябрь"», «Проспект Ворошилова» (микрорайон Парковый), «Университет» (у станции Пермь II), «Крисанова», «Октябрьская площадь», «Завод Шпагина» (три эти станции — вдоль улицы Ленина), «Городские горки» (у цирка), «Уральская» (на Рабочем поселке) и «Сад имени Свердлова» (сегодня — Райский сад).
Еще одна ветка протяженностью 17 километров — с севера на юг, пересекая Каму. На правом берегу в жилом районе Камская долина планировались станции «Пионерская», «Строителей» и «Заречная», затем через реку — станции «Улица Орджоникидзе» (сейчас — Монастырская), «Октябрьская площадь» (пункт пересадки с одной ветки на другую), «Революции», «Комсомольская площадь», «Чкаловская». Далее станции возле «Моторостроителя имени Свердлова» («Пермские моторы») и завода имени Калинина (ОДК-СТАР), «Бахаревка» (район хотели застраивать), «Торговый центр», «Улица Леонова» и «Улица Геологов» (последние три станции — в микрорайоне Нагорном).
Строительные работы так и не начались, хотя к ним, можно сказать, подобрались вплотную: даже обсуждали оформление станций. Потом наступили 1990-е, когда рухнули все планы. В 2000-х о метрополитене вновь заговорили, даже собрали инициативную группу из ученых и инженеров. Появился вариант метро не только с двумя, но и с тремя линиями. Левобережная шла от Заостровки, Индустриально-Мотовилихинская — от микрорайона Нагорного, Заводская — от микрорайона Липовая гора. Ветки должны были попарно пересекаться в центре.
Все эти идеи так и не воплотились, и в 2020-е обсуждают уже вариант запуска наземного метро. Сдать его планируют к 2026 году.
Оперный театр
О том, что Театру оперы и балета необходима новая сцена, говорят не один десяток лет. Имеющаяся слишком мала и не соответствует современным требованиям, а расширить ее невозможно — ограничивают стены старого здания.
Поначалу хотели расширить театр за счет пристроенных помещений: такую идею продвигали в конкурсных проектах 1990–2000-х годов. Позже, в 2010 году, победитель нового конкурса также предложил вариант с пристроем. Компания Дэвида Чипперфильда спроектировала театр в форме буквы «Т», объединяющей два здания — новое и историческое, каждое с собственной сценой и зрительным залом. От проекта в итоге отказались, объяснив, что может пострадать старинное здание.
Решив строить новую сцену как отдельное здание, долго не могли определиться с местом, где ее можно разместить. В 2015 году обсуждали два варианта — на площадке, где находился ДК «Телта» (позже его снесли) и за сквером Татищева на Разгуляе. Позже появились еще два варианта — в пятом квартале (он ограничен улицами Попова, Монастырской, Окулова и Осинской) и в районе речного вокзала — на Заводе Шпагина (тогда — завод «Ремпутьмаш»). В 2019-м объявили новый конкурс, предложив участникам торгов на выбор две уже упомянутые выше площадки — в пятом квартале и на Разгуляе.
Именно к последнему варианту размещения сейчас и склоняются региональные власти: там театр обещают построить к 2024 году.
Художественная галерея
Еще одна почти бесконечная история нереализованных проектов связана с Пермской художественной галереей. В свое время сама галерея даже устраивала выставку, где показывала все так и не воплотившиеся варианты. Переезд необходим, так как нынешнее здание принадлежит РПЦ (его официально передали в 2011 году).
В середине 2000-х новое здание для галереи планировали возвести в районе ДК «Телта»: победителями конкурса тогда стали архитекторы Борис Бернаскони из Москвы и Валерио Олджиати из Швейцарии, но их проекты так и не реализовали.
В 2011 году свой проект предложил другой швейцарский архитектор — Петер Цумтор. Тогда предполагалось, что галерея расположится на склоне между набережной, Компросом и улицей Осинской.
Чуть больше года спустя (и при следующем губернаторе) от варианта Цумтора отказались. Галерею предложили перевезти в здание речного вокзала (для этого нужно было поднять его на два метра, чтобы избежать потенциального затопления, и надстроить).
В 2015 году планы вновь поменялись: объявили о переезде галереи в здание бывшего ВКИУ на улице Окулова.
Последнее на сегодня решение было принято в 2017 году: для галереи должны возвести новое здание по проекту архитектурного бюро Сергея Чобана SPEECH на территории Завода Шпагина.
В марте этого года выбрали застройщика — компанию «ЛимакМаращСтрой», уже возводящую МФЦ «Эспланада» в центре города.
Зоопарк
О необходимости перевода зоопарка на новое место в Перми говорят с середины 1970-х. Тогда для размещения животных выделяли участок в Черняевском лесу — вдоль шоссе Космонавтов. Но начатое строительство заморозили.
В начале 2000-х стали обсуждать два варианта переноса — в тот же Черняевский лес (но на другой участок — за ДКЖ) и в Камскую долину (между Коммунальным и железнодорожным мостами), склоняясь ко второму варианту. А к концу того же десятилетия добавилась новая площадка — на Братской, 100 в микрорайоне Южном (рядом с «Биомедом»), которая стала конкурировать с лесом за ДКЖ.
Когда строительство в Черняевском лесу запретили на федеральном уровне (против выступили Россельхознадзор и Минприроды РФ), выбрали новое место — в микрорайоне Нагорном: в квартале, ограниченном улицами Леонова, Свиязева и Карпинского.
Здесь и начали строительство, которое до сих пор не закончено (сейчас говорят о сдаче в 2023 году) и при этом запомнилось пермякам громкими судебными разбирательствами из-за срыва сроков и хищений средств.
Третий мост
Городу, расположенному по двум берегам Камы, нужен еще один мост. Об этом говорили уже 50 лет назад. Генплан 1972 года предполагал строительство двух мостов в придачу к Коммунальному. Один из них — Красавинский, — возвели в середине 2000-х. А вот второй так и не появился. Его хотели строить в районе улицы 1905 года, чтобы связывал Мотовилиху и Верхнюю Курью, а также жилой микрорайон Камская долина (которого в итоге в Перми тоже нет).
В Генплане 2010 года указали совсем другое место — мост должен был начинаться от площади Гайдара у Перми II. В 2013-м губернатор Виктор Басаргин заявил, что есть вариант возвести мост в Мотовилихе — чтобы начинался в районе цирка.
Но все эти планы отодвинули, и в ноябре 2020 года губернатор Дмитрий Махонин объявил, что мост будут строить в створе улицы Крисанова.
Ранее мы рассказывали, сколько прикамские власти потратили на проекты, которые не воплотили.