До 300-летия Перми остаются считаные дни. Вокруг мы видим свежие фасады центральных зданий, реконструированные проезжую часть и тротуары на улице Ленина, новые пространства — например, 66-й квартал эспланады и площадь Трех столетий. Но если бы всё пошло по плану, то сейчас бы мы гуляли по «Перми-Сити», в новых парках у Камы и увидели бы другой Разгуляй.
Журналисты редакции 59.RU обнаружили у себя яркий буклет с оптимистичным текстом о развитии Перми. Он посвящен проекту «Пермь — 300 лет на Каме», по которому должны были реконструировать десять локаций рядом с Камой на юбилей города. Концепцию развития презентовали в мае 2018 года на VII межрегиональном архитектурно-строительном форуме в Перми.
Реализация юбилейного проекта должна была «повысить качество городского центра, открыть выход города к Каме, раскрыть новые возможности для строительства вокруг центра, укрепить чувство гордости за город». Такие цели были прописаны в презентации «Пермь — 300 лет на Каме».
По словам автора проекта, основной целью всё же является вывод города к реке.
— Большое количество территории вдоль Камы сейчас занято промышленными складскими предприятиями или просто недоступны, потому что нет возможности подойти. Мы предполагаем создание новой рекреационной инфраструктуры, которая свяжет исторический центр Перми XIX века и центр Перми XX века, и в какой-то мере называем его центр XXI века. Для того чтобы новые и современные парковые системы реализовались, нужно новое строительство, новый девелопмент, — высказывалась в 2018 году генеральный директор архитектурного бюро MLA+ Яна Голубева.
Тогда проект поддержали бывший губернатор Геннадий Игумнов и политик Роберт Вагин. Но «выход города к Каме» до сих пор частично закрыт.
Итак. В Перми должны были, но не появились…
- Город новой экономики «Университетский»
- Район «Порт Пермь»
- Район на перекрестке путей «Пермь-Сити»
- Встречающий парк «Ворота Перми»
- Концепция «Новые парки Перми»
- Выходы к реке «Камские коридоры»
- Концепция «Разгуляй»
- Культурный форум на Егошихе «Завод Шпагина»
- Концепция «Полуостров возможностей "Новая Мотовилиха"»
- Восточные ворота Перми ТПУ «Площадь Восстания»
Город новой экономики «Университетский»
Это должна была быть тестовая площадка индустриально-жилого соседства, «сотрудничающая с университетом». В чем должно было заключаться сотрудничество, не поясняется.
«Мы видим район как тестовую площадку реализации проекта реконструкции индустриальных территорий, которые поэтапно трансформируются в район смешанного использования, сохраняя и модернизируя существующие рабочие места, создавая новые места в сфере услуг и производства с использованием современных технологий, добавляя жилые функции», — сообщается в описании нового города.
Общая площадь для реализации проекта — 156 га, новые постройки должны были появиться на площади 848 400 м2.
Пока потенциальное место для жизни и творчества выглядит так:
Район «Порт Пермь»
Это должен был быть семейный район, состоящий из островов-кварталов с прибрежным парком вокруг.
Застройка могла занять весь участок завода им. Дзержинского. Посмотрите сами:
«Массив застройки имеет четкий внешний контур и сложносоставную внутреннюю структуру: низкие кварталы в центре района опоясываются по периметру разнообразными ансамблями с активным силуэтом. Внутренняя сложность обусловлена желанием сохранить часть старых заводских построек и интегрировать в них новые здания», — говорится в описании пространства.
Участок должен был выглядеть как «мыс» между парком Данилихи и набережной Камы. На общую площадь жилой части жилых зданий отвели 365 500 м2 на территории 40,5 га.
Но пока имеем то, что имеем:
Район на перекрестке путей «Пермь-Сити»
«Город Пермь достоин иметь собственный Сити, интегрированный в межрегиональные и международные потоки. На месте заброшенного грузового двора мы видим деловые, жилые и торговый кварталы, сформированные вдоль многофункциональных городских проспектов», — так описывался один из подпроектов «300 лет на Каме». Этот проект хотели реализовать в районе ДКЖ.
В мае 2019 года градсовет при главе города обсуждал вопрос создания города в городе. Тогда планировалось, что через несколько лет здесь появится новый общественно-деловой центр «Пермь-Сити», а микрорайон будет застраиваться новыми домами и развивать инфраструктуру.
Огромный комплекс «Пермь-Сити» обещали расположить около Перми II. В нем — разместить апартаменты, гостиницу, торговый и деловой центры. Основная часть комплекса должна была расположиться на площадке Товарного двора, которую правительство края выкупило у РЖД в 2017 году. На новом месте планировали сделать железнодорожный вокзал и ввести его в эксплуатацию в 2022 году. Там же хотели разместить новое здание ГУ МВД. В одном из объектов думали расположить торгово-зрелищный комплекс. На первом уровне — магазины, на втором — концертный зал.
В жилых кварталах в микрорайоне ДКЖ должны были появиться дома высотой в шесть-восемь этажей.
Часть проекта — реконструкция улицы Строителей. Это удается реализовать. Сейчас идет строительство третьего этапа дороги «Переход ул. Строителей — площадь Гайдара». Это предпоследний этап, благодаря которому свяжутся улица Куфонина со Стахановской. По замыслу властей, реконструкция дороги позволит разгрузить центральные улицы Перми и Коммунальный мост. Мы подробно рассказывали о проекте.
Также постепенно решается вопрос со строительством концертно-спортивной арены на 10,5 тысячи мест. Например, год назад было решено, что комплекс декорируют элементами, похожими на чешуйки кедровой шишки. В 2022 году планировали начать строительство, но этого не произошло.
Глава Минстроя заявлял, что микрорайон изменится уже к 2023 году.
В июне 2020 года прокуратура Пермского края обратилась в Арбитражный суд Пермского края, чтобы признать недействительной сделку по покупке территории бывшего Товарного двора в Перми. Ведомство считает, что власти края должны вернуть РЖД 18 участков общей площадью 14 гектаров и получить назад свои 800 миллионов.
Однако в марте 2023-го суд признал, что власти Прикамья законно купили у РЖД Товарный двор за 799 миллионов. Отдельно отметим, что одна сотка стоила 615 тысяч.
Встречающий парк «Ворота Перми»
Речь о комплексе жилых и деловых кварталов, окружающих парковые коридоры, которые соединяют железнодорожный вокзал и «Пермь-Сити» с историческим центром города.
Судя по проекту 2019 года, к «воротам» будет прилегать площадь, от которой как раз и будут отходить две внутренние улицы нового района.
Концепция «Новые парки Перми»
Проект называют коммуникацией города и воды. Реализовывать его хотели за счет реорганизации транспортной сети и реконструкции промышленных зон, что раскроет «природный потенциал речных долин».
В описании концепции говорится, что парки расположены вдоль Камы, и называют их частью природного кольца. На карте буклета отмечены Данилихинский парк, Рельсовый парк, пляж Грина, Егошихинский парк, Мотовилихинский бульвар. Судя по карте, Рельсовым парком будто бы называют набережную, а пляжем Грина — дикий пляж, который идет от начала улицы Монастырской до Мотовилихинских заводов.
В презентации, которая есть на руках у редакции, этот проект не обозначен, но отметим, что в Перми реализуют проект «Зеленое кольцо». В рамках него как раз должны благоустроить долины рек Данилихи и Егошихи.
Выходы к реке «Камские коридоры»
Камскими коридорами проектировщики называют пространство улиц и парков, связывающих город с берегом Камы.
Коридоры включают в себя:
трамвайные остановки;
основные открытые публичные пространства, объекты образования и культуры;
спуски к верхней набережной и к береговой линии Камы (лестницы, пандусы, коннекторы с лифтами).
Сейчас (точнее, давно) спусков к береговой линии Камы с верхней части набережной несколько, но о них ли идет речь в рамках проекта — неизвестно.
Концепция «Разгуляй»
Еще один проект по застройке района для семейной жизни. Новые здания должны были появиться на площади 157 400 м2. Проектировщики делают акцент на синергии природы и культурного наследия.
С реализацией проекта могло появиться дополнительно 1,4 тысячи рабочих мест и 3,8 тысячи новых жителей района.
Под реализацию потребовалась бы территория общей площадью 22,3 га.
А пока Разгуляй в таком виде, каким мы его привыкли видеть:
Культурный форум на Егошихе «Завод Шпагина»
«Ансамбль общественных зданий и открытых пространств, объединенных в музейно-выставочный комплекс и творческий кластер. Главным активом района является комплекс исторических зданий вагоноремонтного завода им. Шпагина. Пространство завода обладает потенциалом, складывающимся из трех компонентов: реки Егошихи, уникальной архитектуры кирпичного стиля рубежа XIX и XX веков и индустриально-железнодорожного ландшафта», — описывается проект.
С пространством на бывшем заводе более-менее понятно: летом 2022 года в Фонде развития Пермского края (далее — ФРПК) рассказали, как будут развивать пространство на заводе Шпагина.
27 июля 2022 года в Прикамье зарегистрировали ООО «Станция культуры Шпагина», учредитель — ФРПК. Компания отвечает за развитие креативного кластера под названием «Станция культуры: Завод Шпагина». В него входят центральный корпус, IT-пространство, площадка «Союзмультпарк», Дом музыки «Дягилев» и другие точки.
«Станцию культуры» разделили на зоны по трем направлениям:
Пермь Перформативная — площадка для театральных постановок и других мероприятий;
Пермь Гастрономическая с кафе, гастромаркетом и детской игровой;
Пермь Кинематографическая, где будут производить современное российское кино. Эту концепцию разработали урбанисты из компаний WowHaus и horovod.space. Предварительно проведены маркетинговые исследования, соцопросы, консультации с ведущими компаниями по наполнению креативных кластеров.
Проект хотят реализовывать по государственно-частному партнерству, плюс с региональным и федеральным бизнесом.
К июню планировали частично реализовать проект благоустройства территории. А все строительно-монтажные работы закончить в конце 2026 года.
Например, сейчас на территории завода Шпагина строится новая художественная галерея. Посмотрите, как она выглядит.
Отметим, что «Станция культуры Шпагина» и строительство галереи не позиционируется как часть проекта «300 лет на Каме».
Концепция «Полуостров возможностей "Новая Мотовилиха"»
В этом подпроекте речь идет об участке Мотовилихинских заводов, который может трансформироваться в новый жилой район. Возможно, проект тогда задумали, так как ПАО переживало не лучшие времена. Заводы и сейчас находятся в процедуре банкротства, но работают, одно из предприятий выполняет оборонзаказ.
«Производственное начало, определившее историю места, должно пролиться и в его новую жизнь, с той лишь разницей, что производство сменит вектор с промышленного на креативное и информационное. На базе отдельных исторических цехов или их комплексов должны сформироваться многопрограммные производственно-деловые центры, вокруг которых начнут складываться компактные кварталы жилой застройки преимущественно малоэтажных типологий. Мощным активатором преобразований может стать размещение в Мотовилихе объектов общегородского значения, таких как Центр современного искусства и спортивная арена», — описывается проект.
Судя по эскизам, корпуса завода при этом частично должны были сохранить.
С реализацией проекта на территории «Новой Мотовилихи» должны появиться 2900 рабочих мест и 7900 тысяч проживающих в построенных домах.
Пока заводы стоят на своем полуострове.
Восточные ворота Перми ТПУ «Площадь Восстания»
В проекте говорится: «Для организации ТПУ "Площадь Восстания" предусматривается продление трамвайной линии от существующего разворотного кольца м/н "Висим" однопутными участками по улицам Пролетарская и Смирнова до ж/д платформы "Площадь Восстания", что обеспечит прямую пересадку с железнодорожного транспорта на внутригородской».
Напомним: в 2021 году власти Пермского передумали строить ТПУ «Мотовилиха», который ранее планировали сделать неподалеку от площади Восстания. Это было связано с тем, что вновь запустили электрички между станциями Пермь I и Пермь II.
Ранее мы сообщали, что вокзальный комплекс должен был появиться в створе улиц Смирнова, Славянова, Восстания и железной дороги. Здесь планировали сконцентрировать остановки для железнодорожного транспорта, междугородних автобусов, а также городских автобусов и трамваев.
Жилая и деловая застройка в подпроекте тоже планировалась. Благодаря им в районе площади Восстания могло бы появиться 1300 рабочих мест и 2600 новых жителей.
Ситуация сегодня:
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.