
Два спальных микрорайона Перми — Парковый и Садовый — часто упоминают в паре или сравнивают по разным параметрам. Рассказав в прошлом выпуске рубрики «Поясняем за слова» о первом, мы никак не могли обойти стороной второй.
Когда появился микрорайон Садовый? Что за Коноваловские пашни иногда упоминают, когда о нем говорят? Почему дома здесь не «по линеечке», а окружают дворы со всех сторон? Как связаны Садовый и Мотовилихинские заводы?
Разбираемся в названиях микрорайона и его истории.


Территорию сегодняшнего Садового начали использовать с конца XIX века. Первое устоявшееся название — Коноваловские пашни. Слово «пашни» понятно — оно показывало, что на месте соснового леса появились пахотные земли. Но почему именно Коноваловские? По одной версии, участок принадлежал богатому пермяку по фамилии Коновалов, который сеял рожь и ячмень на продажу. По другой — местные жители занимались забоем скота, поэтому их прозвали коновалами.
Первая версия более логична, так как коновалами раньше именовали не тех, кто забивал скот, а лекарей, которые занимались лошадьми. То есть коновал — это сельский ветеринар: для лечения коня нередко приходилось валить на землю. Получается, первый владелец Коноваловских пашен был потомком такого лекаря.
Народное название закрепилось официально: в 1940-х его употребляли в документах Молотовского (то есть Пермского) горисполкома. Рядом с Коноваловскими пашнями тогда указывали деревни Мошки и Старехи.

Первые каменные дома, пусть и одноэтажные, здесь появились в 1947 году: их возводил для сотрудников завод № 172 имени Молотова (то есть Мотовилихинские заводы) по инициативе директора Абрама Быховского. Многие из этих работников были эвакуированными — переехали в Молотов (то есть Пермь) в годы войны. На покупку жилья заводчанам давали беспроцентный кредит. Так появились улицы Костромская, Подольская, Тамбовская, Уинская и Шмидта. Немногим позже начали строиться нефтяники: для объединения «Молотовнефть» возводили двухэтажные дома. В благодарность Быховскому поселок некоторое время неофициально называли его фамилией.

«Дома в поселке возводились по типовым проектам из шлакоблоков <...>. На каждый дом отводилось от шести до восьми соток земли для создания приусадебного хозяйства, — рассказал в своей книге Михаил Плеханов, бывший главный инженер Управления капстроительства Перми. — Необходимо отметить, что по тем временам это был очень престижный поселок. Так как в нем было немало выходцев из Центральной России, они не ограничивались посадкой на своих участках только картофеля и овощей. Сажали также яблони, вишни, и даже были попытки вырастить груши и сливы. Со временем вся территория Коноваловских пашен покрылась яблонями, вишнями, а пологие склоны речки Ивы — мичуринскими садами».


В 1967 году Пермский горисполком (говоря современным языком, мэрия) выпустил решение о переименовании микрорайона — его стали называть Садовым. Десять лет спустя был утвержден проект генеральной планировки Садового и Городских горок (о них мы писали чуть раньше). Его разработал «Ленгипрогор» и доработал «Пермгражданпроект». Для воплощения планов снесли частные дома: они не были подключены к канализации, отапливались печами, а воду приходилось брать из колонок.
— Было около 800 одноэтажных домиков с огородами, — вспоминал этот момент Михаил Плеханов во время интервью 59.RU. — Провели голосование, сносить или не сносить эти дома. И оказалось, что на Коноваловских пашнях в основном остались жить пенсионеры военных времен, а вся молодежь ушла в город. Поэтому мне дали команду: «Сносить!»


Чтобы ускорить процесс сноса, один из кварталов расселенных деревянных домов сожгли: работа проводилась под наблюдением пожарных. Уже через год после начала сноса домов с садами-огородами в микрорайоне Садовом построили первую панельную девятиэтажку. Параллельно прокладывали дороги и коммунальные сети.
У Садового особая планировка — свободная. Дома не выстроены по прямой, а располагаются кольцами: так получаются внутренние дворы, защищенные от ветра. Для других микрорайонов Перми подобная планировка не характерна, поэтому никогда не жившие на Садовом легко могут заблудиться: где же нужный дом? Местные, конечно, легко определяют адрес. «Закольцованность» — примета времени: свободная планировка была популярной в крупных городах Советского Союза в 1970–80-е годы.


Одновременно с домами высотой до 14 этажей здесь строили школы и детские сады, другие учреждения. К началу 1990-х практически всё, что было запланировано, в микрорайоне уже возвели.
Исключение — трамвайные пути, которые хотели проложить по улицам Макаренко и Уинской. Для них требовался не узкий мост через речку на Уинской (как это было на тот момент), а дамба с широкой проезжей частью. Но работы затянулись, и идею запуска трамваев отложили в долгий ящик. В 2019 году ее вспоминал мэр Перми Дмитрий Самойлов — в прямом эфире 59.RU он рассказывал о намерении дотянуть трамвайную ветку до Садового. Но как минимум пока никаких трамваев там не предвидится.



Сегодня Садовый — один из самых популярных спальных районов Перми. После распада СССР его застройка продолжилась, но уже не по проекту 1970-х. Одна из достопримечательностей микрорайона — Сад соловьев. Это территория бывшего Поваренного лога, которую благоустроили местные жители. На месте свалки они организовали пространство для прогулок и отдыха.


Транспортную доступность и связь с центром и другими районами обеспечивают Средняя дамба и проходящая через микрорайон трасса Стаханова — Чкалова — Старцева — Ива. Сейчас строят еще одну крупную трассу — ТР-53, которая свяжет Садовый и Вышку II.




Ранее мы рассказывали, почему микрорайон Парковый иногда называют Шпальным, как исчезнувшая улица подарила имя одному микрорайону Перми, а патефонный завод — другому. Также мы выясняли, почему Крохалевка должна писаться через «ё» и откуда в Перми взялись Адищево и улица Сучанская, Балатово, Крым и Висим.
При подготовке использованы материалы Госархива Пермского края, а также книг: «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля, «Словарь Уральских фамилий» Алексея Мосина, «Шестьдесят три года на стройках Перми. Дело, идущее сквозь время» Михаила Плеханова, «Микрорайоны города Перми» Виктора Семянникова, «Русские фамилии» Юрия Федосюка.