Гости Перми удивляются пирамидам на крышах пермских домов. Мы к этому привыкли и не замечаем, а вот приезжие говорят, что такого явлениях нет в других городах.
Какие только версии не строят про них пермяки. Одни предполагают, что проектировщики хотели передать связь Перми с Древним Египтом. Другие пытаются доказать, что остроконечные навершия являются своеобразными трансляторами энергии в космос. Ну а реалисты мыслят проще и утверждают, что это был целый архитектурный заговор — сделать пирамиды и башенки визитной карточкой Перми. И якобы их стали строить специально.
Мы обратились к пермским архитекторам, чтобы они подтвердили или опровергли мифы.
Привет фараонам
Известно, что в Древнем Египте большая часть пирамид была построена как усыпальницы фараонов, они считались местами силы и сакральными памятниками. По мнению эзотериков, пирамиды создают мощное энергетическое поле, которое благотворно воздействует на человека. Есть легенда о том, как Наполеон во время египетского похода пробыл в пирамиде целые сутки, хотя ему показалось, что прошло всего два часа. Говорили, что в пирамиде Бонапарт увидел всё своё будущее, вплоть до самой смерти.
Если взять эту теорию за основу, то в центре Перми — целый комплекс энергетических пирамид — на домах по улице Газеты «Звезда», 46, на Пушкина, 13 и на Пермской, 56.
Председатель пермского Союза архитекторов, автор бизнес-центра «Вознесенский» Виктор Важенников хоть и отрицает энергетическое влияние этих конструкций, но подтверждает стилистическую связь с Египетским царством.
— Это некий экскурс в историю, стилистический элемент, который погружает нас в историческую тему. Но причины у каждого архитектора могут быть разными, — говорит архитектор.
Никакого космоса. Просто пентхаусы
В религии нового поколения — нью-эйдж — пирамиды используются для коррекции кармы, связи с космосом и даже улучшают качества пищевых продуктов. Архитектор Игорь Луговой развеял даже намеки на подобное.
— Это, конечно, забавно, но это не так, — с улыбкой говорит Игорь. — В большинстве случаев в пирамидах либо устроены пентхаусы, многоуровневые квартиры на чердаках, как на Пушкина, 13, либо ими прикрыты вентиляционные выходы и инженерные конструкции. Как, например, на здании на улице Газеты «Звезда», 46.
Что касается связи с космосом, она есть, пусть и не непосредственная. Если посмотреть на силуэт дома на Пермской, 56, он удивительно напоминает взлетающую ракету. И у нее даже есть «ступени».
«Чертов палец»
Кстати, про дом на улице Газеты «Звезда» существует легенда — что конструкции на крыше здесь возводились специально как энергетические пирамиды. В народе постройку даже назвали «Чертовым пальцем». Официально здание называется «Доминанта». Когда-то здесь жили экс-губернатор Олег Чиркунов и сам архитектор этого здания — уже ушедший из жизни Олег Горюнов. На доме установлена табличка в память о нем.
Кстати, если смотреть на «Чертов палец» с улицы Сибирской, он словно «нависает» над Домом офицеров. Одни видят в этом повторе архитектурную ошибку, другие — удачное совмещение старой и новой архитектуры.
Напротив «Доминанты» — еще одна пирамида. Она венчает пристройку к французской школе № 22, и ее автор тоже Горюнов.
Пермский архитектор Виктор Щипалкин живёт в этом доме и говорит, что не испытывает никакого энергетического воздействия пирамид. Зато с удовольствием рассказывает о художественных достоинствах здания.
— Пирамиды здесь разные по форме — в центре большая, а по сторонам четыре маленьких, — с увлечением рассказывает Виктор. — Одна — в стиле постмодерн с деталировкой. Это, возможно, не видно снизу, или не все обращают внимание. Сделаны они очень классно. Пирамидки традиционно есть во всей мировой архитектуре. Они могут композиционно «держать» угол, зрительно «вытягивать» постройку и так далее. Но это уже зависит от мастерства архитекторов.
Дом с чашей
Пример необычной пирамиды — дом на улице Ленина, 10. Его автор — всё тот же Олег Горюнов. Прохожие с удивлением замечают на крыше перевернутую пирамиду. Некоторые жители дома наивно полагают, что это чаша установлена для сбора воды, и назвали здание «Дом с чашей».
— Конечно, этот элемент не предназначен для воды, — объясняет замысел Виктор Щипалкин. — Скорее всего, автор использовал ее как обратный элемент, который объединяет вокруг себя пространство, — объяснил идею автора Виктор Щипалкин.
СССР и запрет на индивидуальность
Среди проектов самого Виктора Щипалкина тоже есть пирамиды — это комплекс зданий, располагающихся на улице Мира, 45, среди которых гостиница Four Elements Hotels Perm (бывший «Хилтон») и жилой дом.
— Здесь сочетаются маленькие и большие пирамиды, — говорит Виктор. — Они чисто декоративные, и внутри них ничего нет, но они хорошо подчеркивают углы и разновысотность.
Архитектор Игорь Луговой говорит о том, что пирамидки, как и другие завершения на крышах, в советское время были редким явлением. Это считалось проявлением индивидуальности и было слишком расточительным. Помните советские черно-белые фильмы? А одинаковую одежду, которую как на подбор носили в те времена? Люди не стремились выделяться в чем-либо. Так и в архитектуре.
— Государственное проектирование было централизованным, — говорит Игорь Луговой. — Дома строились на государственные деньги. Индивидуальность жилья была дорогой, а потому недопустимой. Архитектор мог проявить творчество лишь на уникальных зданиях типа Дворца пионеров или театра. Для него это было удачей. На типовой высотке на улице Толмачева, 17, что за ДК молодежи, — три маленькие пирамидки. Здание было построено в девяностые годы, вскоре после советских времен. И это один из первых домов, где автор проявил индивидуальность. Пирамидки, как и другой декор, отображают время, в которое их стоили.
Ранее мы рассказывали о здании, получившем название «Дом-сыр», и кто в нём живет. Также мы объясняли, почему одно из зданий в Перми называется «Муравейник», а другое — «Проводник».