Департамент транспорта Перми подвел итоги эксперимента по внедрению бескондукторной системы оплаты проезда. Напомним, в тестировании с 1 февраля до 1 апреля участвовали автобусные маршруты № 4 и 80, а также трамвайный маршрут № 6.
За 2 месяца эксперимента на маршруте № 4 проехало 794,2 тысячи пассажиров, на маршруте № 80 — 450 тысяч, а трамвайным маршрутом № 6 воспользовалось 251,4 тысячи человек. 64% пассажиров самостоятельно оплачивали проезд через стационарные валидаторы, 12% получили билет за расчет наличными. 24% пассажиров обращались к водителю для получения билета с целью совершить бесплатную пересадку на другой маршрут либо для получения пересадочного талона.
Надзор за безбилетными пассажирами во время эксперимента ежедневно осуществляли шесть бригад по два контролера «Гортранса» в каждой. По результатам 5563 проведенных проверок ревизоры выявили 3057 безбилетных пассажиров.
В 42% случаев безбилетники сослались на технические проблемы при оплате проезда. 23% выявленных зайцев в нарушение правил планировали оплату в конце поездки, еще 15% безбилетников заявили, что не знали о новом порядке оплаты проезда. Каждый пятый нарушитель после обнаружения сбежал от контролеров.
Благодаря оснащению городских автобусов и трамваев датчиками автоматической системы учета пассажиропотока Дептранс смог сосчитать количество безбилетников, сравнив количество вошедших в транспорт с количеством оплативших проезд. Доля проехавших без оплаты проезда пассажиров составила 17%. Ранее начальник Департамента транспорта Анатолий Путин заявил, что допустимой будет доля зайцев ниже 20%.
В результате власти признали проведенный эксперимент успешным: вскоре в общественном транспорте Перми могут исчезнуть кондукторы. Однако когда это произойдет — неизвестно, поскольку перед этим администрация поставила перед собой несколько условий.
Автоматизация бесплатной пересадки. Власти намерены не нагружать водителей лишней работой, чтобы не увеличивать время транспорта в пути. Для этого необходимо реализовать автоматическое предоставление бесплатной пересадки путем повторного прикладывания карты к валидатору — формально вторая поездка для пассажиров обойдется в 0 рублей.
Решение технических проблем безналичной оплаты. В ходе эксперимента был выявлен ряд ошибок программного обеспечения с валидацией карт некоторых банков через стационарные валидаторы. Дептранс направил в Министерство информационного развития и связи Пермского края, отвечающее за работу Единой системы оплаты проезда, все выявленные проблемы для их устранения. Также власти рассматривают вопрос создания приложения для оплаты проезда через QR-код в качестве альтернативного варианта транспортным и банковским картам.
Расширение полномочий контролеров в работе с зайцами. Администрация Перми совместно с правительством Пермского края разрабатывают региональное законодательство о порядке подтверждения пассажиром оплаты проезда в соответствии с 259-ФЗ.
При условии выполнения вышеуказанных пунктов администрация Перми будет готова предметно рассматривать вопрос о переводе всех городских автобусов и трамваев на бескондукторную оплату проезда. Как сообщили 59.RU в пресс-службе Департамента транспорта, после 1 июля в пермском транспорте пассажиры продолжат оплачивать проезд через кондукторов. Дата возможных изменений будет зависеть от сроков решения технических вопросов Министерством информационного развития и связи Пермского края, а также дополнения регионального законодательства.
Напомним, что с 10 апреля в Перми ограничат движение на съезде с Коммунального моста. Мы рассказывали, как будут ходить автобусы в объезд Попова.