Новые тарифы в пермском общественном транспорте действуют с 10 января. 33 рубля стоит разовая поездка, а бесплатные пересадки заменены скидкой на следующую поездку при оплате транспортной картой. При этом власти говорили, что сэкономить помогут проездные — здесь мы подробно расписывали, какие у них есть варианты. На днях депутаты Законодательного собрания Прикамья рассмотрели поправки в законопроект о повышении штрафа за безбилетный проезд в пять раз (с 500 до 2500 рублей). При этом штрафуют и владельцев безлимитных проездных, если в процессе поездки карту не приложили к валидатору или не считали QR-код мобильным приложением транспортной карты. Депутаты ЗС отказались отменять этот штраф, но согласились смягчить санкции для такой категории пассажиров. При этом бурное обсуждение в соцсетях вызвал сам факт штрафа для человека, у которого и так уже куплен проездной. Объясняем, в чем логика.
Что случилось?
14 июня прошло заседание рабочей группы региональных парламентариев. Депутаты рассмотрели поправки законопроекта о пятикратном увеличении размера штрафа для безбилетных пассажиров в общественном транспорте и приняли несколько поправок в законодательную инициативу, которая поступила от главы Перми Алексея Дёмкина.
Парламентарии приняли поправку, по которой пассажир с безлимитным проездным (не важно, на какой срок — от суток до года) в случае безбилетного проезда (то есть без фиксации поездки через валидатор) может отделаться предупреждением вместо штрафа.
— Принята поправка, которая смягчает и конкретизирует наказание для тех, кто не приложил проездной к валидатору, — рассказали в пресс-службе ЗС Прикамья. — При первом нарушении будет вынесено предупреждение, при повторном — штраф 500 рублей (первая редакция законопроекта предполагала только штрафы. — Прим. ред.).
Законопроект, внесенный пермской мэрией, рассмотрят во втором чтении 23 июня. Наказывать «экономных» владельцев безлимитных проездных по новым правилам должны с сентября. До этого за первый «непробитый билет» владельцу проездного уже грозит штраф в 500 рублей, при повторном он увеличивается до 1000 рублей.
Безбилетный проезд при безлимитном проездном? Это как?
В действующем тарифном меню оплаты проезда в городском транспорте Перми есть вариант «Безлимит на 15 дней», который действует в течение одного месяца с момента его оплаты. Это означает, что владелец транспортной карты может в течение любых 15 дней из последующих 30 совершать любое количество поездок на городских автобусах и трамваях. При этом если в течение календарного дня не будет совершено ни одной поездки, то день действия безлимита списан не будет.
По факту в такой системе безлимита и есть пространство для нарушений, если при покупке проездного на 15 дней между этими днями в течение месяца один или несколько раз не фиксировать поездку через валидатор или специальный QR-код. Таким образом, пассажир может быть и владельцем безлимитного проездного, и безбилетным пассажиром одновременно.
Кому предупреждение, а кому штраф?
В каждом случае контролеры ГорТранса и административная комиссия будут принимать решение о необходимой мере реагирования, учитывая все условия. Рассматривать будут и человеческий фактор, и наличие злого умысла пассажиров.
Согласно действующим правилам, пассажиры обязаны оплатить проезд в общественном транспорте. Даже при наличии безлимитного проездного или права на бесплатный проезд необходимо приложить подтверждающую это транспортную карту к валидатору. Таким образом в системе фиксируется поездка и подтверждается право на льготу, а для пассажира формируется электронный билет. Наличие этого билета — это не только отсутствие проблем при проверке контролеров, но и страховка пассажира в случае ДТП или иной внештатной ситуации.
— Важно понимать, что оплата проезда сегодня полностью поступает в бюджет города. Эти средства тратятся на обеспечение работы, а также развитие отрасли, как во всех развитых странах, — прокомментировал 59.RU начальник пермского дептранса Анатолий Путин. — Поэтому мы используем разные методы стимулирования оплаты проезда. Это и введение проездных для возможности экономии, и регулярная агитация, и изменение суммы штрафа. Для владельцев безлимитных проездных мы идем навстречу и смягчаем условия наказания, ведь при первом нарушении предполагается ограничиваться предупреждением, а при последующих нарушениях штраф останется прежним. Для нарушителей (то есть тех, у кого нет проездных. — Прим. ред.) же штраф составит внушительную сумму. Таким образом, покупка безлимитного проездного на месяц окажется выгоднее, чем безбилетный проезд.
Сейчас, отмечает Анатолий Путин, дептранс и его подведомственное МКУ «ГорТранс» продолжают увеличивать количество проверок оплаты проезда сотрудниками контрольно-ревизорской службы.
— Пассажирам, пренебрегающим оплатой проезда, избежать штрафа будет практически невозможно, — заверяет глава пермского дептранса.
Напомним, сегодня в Прикамье размер штрафа за безбилетный проезд пассажиров или провоз багажа в общественном транспорте предусмотрен штраф в размере 500 рублей. При повторном аналогичном нарушении в течение года размер санкции предусмотрен в двукратном размере — 1000 рублей. Возможное увеличение штрафа в пять раз для тех, у кого проездных нет — реакция городских властей на уровень безбилетного проезда в муниципальном транспорте. С начала эксперимента в начале 2021 года, а также постепенного отказа от кондукторов с 1 сентября 2021 года доля «зайцев» в бескондукторных автобусах и трамваях держится на уровне 20%.
Рассмотреть законопроект об увеличении размера штрафов для «зайцев» региональные парламентарии планируют на ближайшем заседании, которое состоится 22 июня. В случае принятия соответствующего решения оно вступит в законную силу спустя 10 дней с момента его публикации и будет действовать во всем общественном транспорте Пермского края.
Ранее мы рассказывали, что в мае 2022 года власти выписали 1400 штрафов за безбилетный проезд на 700 тысяч рублей. О том, как организована оплата проезда в городском транспорте Перми без участия кондуктора, читайте в нашей инструкции.