Осенью 2022 года стало известно о заключении контракта на завершение первого этапа реконструкции международного аэропорта Пермь. Выполняет работы та же группа компаний «СтройТрансГаз», которая прежде уже не справилась с этой работой, в результате чего в 2021 году прежний контракт с ними расторгли.
Мы изучили проектную документацию и разобрали, что именно подрядная организация обязана сделать до ноября 2023 года. Также мы получили эксклюзивную информацию из нескольких источников, знакомых с ситуацией, о том, что планируют авиационные власти для дальнейшего развития международного аэропорта Пермь. Рассказываем, что именно ожидает воздушную гавань в Большом Савино в перспективе до 2030 года.
I этап: что должны сделать до конца 2023 года
Светосигнальное оборудование аэродрома
В октябре 2022 года в аэропорту начали обновлять освещение взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек. Устанавливаемое оборудование позволит пилотам облегчить управление самолетами при заходе на посадку в сложных метеоусловиях, а также повысит безопасность полетов. По данным 59.RU, новое световое оборудование произведено немецкой компанией Siemens, аналог его был установлен в 2017 году в Санкт-Петербургском аэропорту Пулково.
Телетрапы
В сентябре 2020 года в пермском аэропорту завершили монтаж пяти «рукавов» — телетрапов. Технику немецкого концерна, аналог которой используют в столичных аэропортах Домодедово и Шереметьево, привезли летом 2019 года.
Использовать телетрапы в Большом Савино начали в январе 2021 года, однако спустя два месяца их эксплуатацию запретили. Тогда транспортная прокуратура выявила грубейшие нарушения при заливке бетона на перроне и рулежной дорожке: залитый бетон не соответствовал необходимой толщине и классу прочности, из-за чего его поверхность просто не выдерживает предполагаемую нагрузку.
Согласно плану-графику проводимых сейчас работ, расконсервирование уже установленных телетрапов в международном аэропорте Пермь запланировано на первую половину 2023 года — до празднования 300-летнего юбилея Перми. Однако их использование будет возможно только после замены бетона на перроне перед аэровокзалом.
Бетон перрона и рулевой дорожки С
Летом 2023 года запланированы работы по обновлению бетона перрона и ближайшей к новому терминалу аэропорта рулежной дорожки С. Ранее из-за использования некачественных материалов и несоответствия толщины бетонного слоя и был расторгнут прежний контракт на реконструкцию аэропорта.
Обновление освещения рулежных дорожек
Кроме нового освещения схемы захода самолетов на посадку по приборам (ILS), работы по обновлению которых уже провели в октябре 2022 года, реконструкция также предусматривает обновление светового оборудования на взлетно-посадочной полосе и рулежных дорожках.
Новая осветительная система позволит улучшить безопасность движения самолетов на территории аэродрома. В частности, при выезде борта на взлетно-посадочную полосу (ВПП) или при заходе самолета на посадку огни на рулежных дорожках будут сигнализировать красным светом о запрете выезда транспорта на ВПП.
Дренажная система с дождевой канализацией
Впервые в международном аэропорте Пермь появится дренажная система с дождевой канализацией для водоотведения с взлетно-посадочной полосы, рулевых дорожек и перрона. Это позволит улучшить содержание инфраструктуры и быстрее возобновлять работу аэропорта после сильных дождей. Также это скажется на безопасности авиаперевозок — будет улучшено сцепление бортов с ВПП во время взлетов и посадок.
Обновление заправочного оборудования для самолетов
Реконструкция также включает в себя обновление топливозаправочного комплекса аэропорта. Подрядчик будет обязан закупить новые топливозаправочные машины и цистерны, а также обновить всё смежное хозяйство. Всё это позволит увеличить скорость заправки самолетов и тем самым сократить время обслуживания воздушных бортов в аэропорту.
И еще
Кроме того, в 2023 году обновят систему диспетчеризации и оперативного управления аэропортом. Также заключенный контракт предусматривает до конца 2023 года текущий ремонт и обновление задействованной в аэропорту техники.
II этап: планы на 2025–2027 годы
Проектирование нового терминала
О планах начать проектирование нового пассажирского терминала в дополнение к действующему рассказал в прямом эфире 59.RU руководитель холдинга «Новапорт», который управляет пермским аэропортом, Сергей Рудаков.
— Если мы будем понимать, в каком году мы собираемся перевозить 2,5 миллиона пассажиров, а мы уже понимаем, в каком году, то нам нужно строить вторую очередь пассажирского терминала, — заявил Сергей Рудаков на пресс-конференции 29 сентября 2021 года.
В 2022 году авиаперевозками воспользовалось 1,8 миллиона жителей и гостей Перми, сообщили 59.RU в пресс-службе международного аэропорта Пермь. Годом ранее пермский аэропорт обслужил 1,9 миллиона пассажиров.
По данным источника 59.RU, в качестве рабочей версии планируется постройка нового терминала аэропорта, который станет основным для внутренних перелетов по России. При этом действующий терминал, который был открыт в 2017 году, намерены оставить для международных рейсов.
Предполагается, что оформление нового терминала будет стилистически схожим с действующим сейчас зданием. По задумке, новый терминал появится в непосредственной близости от действующего и будет его логическим продолжением в составе аэровокзального комплекса.
Реконструкция рулежной дорожки A
Также в планах владеющего пермским аэропортом «Новапорта» — реконструкция рулежной дорожки A, которая расположена ближе всего к Перми. Она не используется более десятилетия из-за ненормативного состояния. Невозможность использовать рулежную дорожку A вместе с розой ветров на территории аэропорта является основой причиной заходов бортов на посадку над центром Перми.
После восстановления рулежной дорожки A самолеты, которые будут заходить на посадку с юго-западной стороны от аэропорта, смогут после торможения по взлетно-посадочной полосе поворачивать налево в сторону перрона. Сейчас же в том числе из-за отсутствия этой возможности экипажи самолетов практически всегда принимают решение заходить на посадку со стороны Перми.
Проектирование рулежных дорожек D и E
Кроме имеющихся рулежных дорожек A, B и C, вскоре в пермском аэропорте может появиться еще две, соединяющие ВПП и перрон полосы. Они получат названия D и E.
По словам собеседников 59.RU из авиационной отрасли, рулежная дорожка E может использоваться для скоростного схода: ее ширина и прочность будут увеличены, в том числе благодаря чему самолеты смогут по ней проезжать на скорости в 40 миль в час (~75 км/ч), что вдвое выше обычного. Это позволит самолетам быстрее передвигаться по территории аэропорта и освобождать взлетно-посадочную полосу для других бортов.
Новое оборудования для автоматических заходов на посадку
Появление дополнительного аэронавигационного оборудования ILS позволит осуществлять посадки самолетов при неблагоприятных погодных условиях (низкая и плотная облачность, туман и т. п.) в автоматическом режиме по приборам без участия пилотов.
ILS — курсо-глиссадная система инструментального захода самолетов на посадку. Наиболее распространенная в авиации радионавигационная система захода самолетов на посадку по приборам кабины пилота.
Обновление ILS в аэропорту значительно облегчит работу пилотов и повысит безопасность заходов самолетов на посадку.
III этап: 2027–2030 годы
Строительство нового терминала
Согласно предварительным планам, в 2027–2030 годы планируется начать строительство нового пассажирского терминала. В качестве основного варианта предполагается разделение пассажиров между двумя терминалами по принципу внутренних и зарубежных рейсов.
Строительство новых рулежных дорожек D и E
Одновременно со строительством нового терминала планируется приступить к возведению двух дополнительных рулежных дорожек. Их появление позволит максимально увеличить нагрузку на действующую взлетно-посадочную полосу и увеличить количество взлетов и посадок в пиковое время.
Проектирование второй ВПП
Увеличение нагрузки на аэровокзальный комплекс после строительства нового терминала логически влечет за собой появление второй взлетно-посадочной полосы. По данным источника 59.RU, Росавиация и «Новапорт» рассматривают возможность строительства дополнительной ВПП перпендикулярно действующей. Она может расположиться в северо-восточной части Большого Савино, не обременяя существующую инфраструктуру аэропорта и военную часть в Соколе.
Перед принятием решения о строительства второй ВПП в Перми должно быть проведено технико-экономическое обоснование возведения новой инфраструктуры. По словам собеседников 59.RU, знакомых с ситуацией, принимать решение эксперты будут, основываясь на актуальных данных о пассажиропотоке и грузообороте пермского аэропорта.
Появление второй ВПП в Большом Савино позволит увеличить количество взлетно-посадочных операций в час. Кроме того, дополнительная полоса снизит зависимость гражданской части аэропорта от действий военных, с которыми сейчас пассажирские борта вынуждены делить одну ВПП.
Расположение новой ВПП перпендикулярно действующей повысит универсальность/независимость аэропорта от погодных условий. Появление альтернативных схем взлетов и заходов на посадку позволит пилотам и диспетчерам выбирать оптимальную полосу при, например, сильном боковом ветре.
И еще
Кроме перечисленного, в предстоящий план работ представители авиационной отрасли планируют включить обновление оборудования аэродромного комплекса. В том числе в Большом Савино могут расположить современный маркерный радиомаяк, который позволяет пилотам самолетов определять расстояние до взлетно-посадочной полосы в автоматическом режиме.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.