Департамент транспорта Перми планирует сократить количество безбилетных пассажиров в городских автобусах и трамваях. О том, как планируют снизить долю «зайцев», специалисты рассказали сегодня на консультативном совете дептранса.
По данным городских властей, потенциальная доля безбилетных пассажиров в Перми — около 20%. Ее рассчитывают, сравнивая число билетов с количеством вошедших в салон, которое фиксируют датчики контроля пассажиропотока над дверьми. Однако в городском департаменте транспорта заверяют, что на самом деле «зайцев» в пермском транспорте меньше.
— Количество настоящих безбилетников, которые действительно не платят за проезд, составляет около 11%, — заявили в дептрансе Перми. — Остальные — это дети до 7 лет, владельцы проездных, которые не зарегистрировали свою поездку, персонал перевозчика и контролеры, а также пассажиры, выпускающие других на остановках.
Однако власти намерены сокращать долю настоящих безбилетников. Для этого дептранс сформулировал перечень мероприятий, направленный на повышение дисциплины. Рассказываем, что придумали городские чиновники.
Снизить загрузку салонов
Чтобы пассажирам было комфортнее подходить к валидаторам и водителю, а также оплачивать проезд с телефона, в 2025 году на ряд загруженных маршрутов планируют выпустить автобусы особо большого класса вместимости. По задумке властей, это должно исключить ситуацию, когда пассажиры объясняют безбилетный проезд невозможностью дотянуться до валидаторов.
Помимо появления автобусов-«гармошек», при реконструкции трамвайной сети должны внедрить приоритетное светофорное регулирование для трамваев: при приближении вагонов к перекрестку им будет загораться зеленый свет. Это, по мнению властей, повысит скорость передвижения общественного транспорта, а также сократит время поездки и ожидания. Если автобусы и трамваи будут делать круг по маршруту быстрее, то это позволит сократить интервал движения и, соответственно, разгрузит салоны общественного транспорта.
Упрощение оплаты проезда
Вскоре пермский транспорт могут оборудовать (сейчас рассматривают такую возможность) Bluetooth-маячками, которые позволят выбирать автобус или трамвай для оплаты проезда. Этот способ может стать альтернативным считыванию QR-кода, ручному вводу номера автобуса или трамвая, а также выбору транспорта на онлайн-карте в мобильном приложении «Транспортная карта Пермь». Ранее эту технологию уже тестировали в Перми.
Кроме того, для упрощения оплаты проезда дептранс рассматривает возможность интеграции Системы быстрых платежей (СБП). Сейчас СБП уже доступен в мобильном приложении для пополнения баланса цифровой транспортной карты.
«В дептрансе рассматривают возможность сделать долгосрочные проездные более выгодными относительно стоимости разовой поездки»
Таким образом власти намерены сделать доступнее проездные, чтобы вместо штрафа за безбилетный проезд в 2500 рублей пассажиры приобретали безлимитные проездные. Какие именно тарифы, насколько и когда могут стать дешевле для пассажиров, городские власти не уточняют.
Усиление контролеров
Количество контролеров в Перми планируют увеличить из-за распространения бескондукторной системы оплаты проезда. При этом контролеров хотят подключить к системе, которая следит за количеством потенциальных безбилетников. Также дептранс намерен упростить составление актов об административных правонарушениях.
Отдельно власти обсуждают возможность ужесточения мер для «зайцев». Например, при отказе безбилетника предоставить удостоверяющий личность документ контролеров хотят наделить правом останавливать автобус до прибытия Росгвардии. При этом кроме штрафа с виновника будут взыскивать и компенсацию за простой общественного транспорта.
Ранее мы рассказывали, что пермские власти хотят изменить федеральное законодательство, чтобы уполномочить контролеров задерживать безбилетников, а оплачивать проезд теперь можно без QR-кодов и ручного ввода номера транспорта.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.