О том, что в Перми существует автобус маршрута 77 «Мильчакова» — «Памирская» знают даже те, кто никогда на нем не ездил. Его называют самым длинным, петляющим, останавливающимся у каждого столба, а необходимость поехать на 77-м часто вызывает ужас у горожан. На нашем сайте нередко оставляют комментарии о 77-м как об «экскурсионном». Прокатиться на нем в комментариях призывали и приехавшего в Пермь Владимира Путина.
Мы решили проверить, так ли страшен этот маршрут, и отправили корреспондента показаться на нем в час пик. Весь текст ниже — ее монолог от первого лица.
— Давай аккуратнее, не подхвати там ничего. А то вон в поездах, говорят, грипп ходит, — инструктирует меня муж перед поездкой и невзначай сравнивает городской автобус с составом, идущим через всю страну (ну а что, говорят, на 77-м и правда можно ехать очень долго).
— Главное, депрессию не подхватить, — отвечаю я, внутренне готовясь к давке в переполненном салоне.
В 18:02 я у автовокзала (маршрут следует от улицы Мильчакова, но логичным кажется сесть именно у автовокзала, ведь это одна из самых горячих точек на транспортной карте Перми), провожаю взглядом только что отъехавший 77-й. Слегка расстроена (все-таки ждать следующий на морозе — не самая приятная вечерняя забава), но в то же время рада — если бы не этот, сбежавший от меня 77-й, разобраться, на какой именно остановке нужно ждать транспорт, было бы непросто.
Дело в том, что у автовокзала в ряд выстроились целых три остановочных павильона, при этом два ближайших к колхозной площади не имеют никаких информационных табличек (ну или они очень хорошо спрятаны) — какие автобусы там останавливаются, известно разве что Богу и дептрансу. Даже 2ГИС не сможет сориентировать в этой ситуации — в нем три павильона слились в один. Можно было бы поискать информацию в других сервисах, если бы не собачий холод. Так что спасибо уехавшему 77-му, благодаря которому я узнала, что идти надо на третью, дальнюю остановку.
Малодушно думаю о том, что неплохо бы подождать следующий автобус в теплом магазинчике, но не нахожу рядом с остановкой для себя ничего подходящего — тут только пункт по набору на военную службу, микрофинансы и точка по продаже табака. Так что приходится стоять на улице и разглядывать будущих пассажиров, которых становится всё больше и больше. Буквально за пять минут на платформе скапливается человек десять. Отмечаю, что многие из них хорошо подготовились к ожиданию автобуса в мороз — надели шапки-ушанки и огромные сапоги, которые обычно носят охотники и рыболовы.
В 18:10 приходит следующий 77-й — он выглядит новым, красивым и опрятным и дает надежду на не самую плохую поездку. Успевшие подмерзнуть пермяки спешат в салон и занимают последние сидячие места — на большей их части уже сидят люди, вошедшие на предыдущих остановках. Мне места не достается, поэтому встаю на площадке в середине салона. Людей рядом немного, поэтому можно сказать, что я расположилась с комфортом.
Уже на улице Куйбышева в передней части автобуса освобождается место, на котором я тут же устраиваюсь. Замечаю, что соседи по транспорту заранее подготовили для себя видео для просмотра в автобусе, надели наушники и коротают время в пути с пользой. Решаю поискать бесплатный Wi-Fi, чтобы последовать их примеру, но такой роскоши в транспорте не оказывается. Хотя, казалось бы, где так сильно нужен интернет, как не на длиннющем маршруте?
На следующих остановках пассажирский состав постоянно меняется — на каждой из них стабильно выходят и заходят по несколько человек. Входящих все-таки немного больше, поэтому к Разгуляю автобус наполняется до состояния «полон, но не до краев». Пассажиры стоят довольно плотно, но пройти по салону можно и поручней хватает всем, кто попадает в мое поле зрения.
На отрезке до площади Восстания автобус еще немного пополняется, и я понимаю, что со своего уютного места не могу в полной мере оценивать ситуацию, поэтому уступаю кресло другой пассажирке. Теперь, стоя, я вижу, что салон максимальной степени наполненности, которую можно считать комфортной — зайди в него еще пара человек, и ехать будет уже неудобно.
К чести водителя, поездка стоя оказывается вполне приемлемой — автобус идет ровно, поэтому пассажиров не шатает и не подбрасывает. Но с самим транспортом, кажется, благополучно не всё — от пола веет холодом, и ноги начинают подмерзать.
На Соликамской обошлось без пробки, поэтому до Вышки-2 мы правда ехали, а не ползли, как это часто бывает. Начиная с остановки «Автотранспортный колледж» (это на въезде на Вышку-2), пассажиры начинают активно покидать салон, а новые почти не заходят.
Очень быстро автобус становится полупустым, и я решаю вновь сесть. Место выбираю на возвышении, чтобы хорошо видеть салон. Эта затея оправдывается — видно и правда хорошо, но от окна ощутимо дует. Я прямо чувствую, как по коленкам (ноги в джинсах и термобелье) проносится сквозняк.
На улице темно и следить за пейзажами за окном сложно, но не пропустить нужную остановку помогает то, что в автобусе регулярно объявляет их названия. Пассажиры с хорошим зрением могут следить за продвижением автобуса и по информационным табло — для остальных шрифт там мелковат.
К моменту въезда на территорию Орджоникидзевского района в автобусе остается человек двенадцать, а до остановки «Лёвшино» доезжают всего шесть. До конечной, Памирской, отправляются всего пара пассажиров.
Я вместе с большинством выхожу в Лёвшино (тут встречает негостеприимная пекарня с объявлением на двери — «у нас тут не остановка, автобус не ждем»), смотрю на часы и вижу там 19:24. Получается, что путь из центра города на окраину Орджоникидзевского района занял у меня 1 час и 14 минут. Я думала, что меньше чем за полтора часа мне не добраться, поэтому считаю такой результат достойным. Особую радость вызывает тот факт, что за время пути мне не пришлось ощутить на себе давку, почувствовать на ноге чужой ботинок или получить тычок локтем.
Тем не менее еще раз прокатиться до Лёвшино желания у меня нет — более чем часовые поездки в транспорте все-таки не для слабаков. Быстрее до Лёвшино можно добраться на электричке, в среднем за 20–25 минут с Перми-I.
Кстати, власти Прикамья теперь называют городские электрички наземным метро. Недавно мы рассказывали, почему для привычного явления придумали новый термин.
Согласны с автором?