Дороги и транспорт проблема В Перми сорвали сроки реконструкции трамвайной сети: чего ждать пассажирам и как дела у самой «Мовисты» — большой разбор

В Перми сорвали сроки реконструкции трамвайной сети: чего ждать пассажирам и как дела у самой «Мовисты» — большой разбор

Проблемы у транспортной компании возникли по всей стране

Часть работ закончили с задержкой, к остальным ещё не приступали | Источник: Тимофей Калмаков / 59.RU Часть работ закончили с задержкой, к остальным ещё не приступали | Источник: Тимофей Калмаков / 59.RU

Часть работ закончили с задержкой, к остальным ещё не приступали

Источник:

В Перми осенью 2022 года заключили концессионное соглашение на реконструкцию трамвайной системы. За три года планировали обновить трамвайную сеть и одно из двух депо, купить новые вагоны и модернизировать организацию движения. Однако уже с первого этапа сроки сдачи стали задерживать, а к началу 2025 года опоздания только усиливаются.

Концессия — форма передачи государственного имущества бизнесу. При этом предприниматели изначально вкладывают в развитие имущества деньги, а затем длительное время забирают доходы за его использование.

В Перми, помимо трамвайной, действуют концессии на водоснабжение — заключена она с «Новогор-Прикамье», теплоснабжение — с «Т Плюс», автовокзалы — с компанией «Автовокзалы Прикамья», и строительство Чусовского моста. Также в городе заключают и более мелкие концессии, например, на реконструкцию «Пушкинской бани».

Изначальный календарный план всех работ изменяли. В середине 2023 года выполняющая работы «Мовиста» поделилась с 59.RU актуальным на тот момент вариантом. После этого информация о новых изменениях не публиковалась. В этом материале мы разбирались в положении дел.

Что уже успели сделать

За два с половиной года в Перми «Мовиста» завершила первые два этапа реконструкции трамвайной сети из трех: на улице Куйбышева между улицами Революции и Белинского, а также на улице Дзержинского.

Источник: Полина АвдошинаИсточник: Полина Авдошина
Источник: Полина АвдошинаИсточник: Полина Авдошина
Источник: Полина АвдошинаИсточник: Полина Авдошина

Сейчас продолжаются работы над третьим этапом, в который включили улицы Борчанинова и Мира. По планам 2023 года, закончить их должны были в мае 2024 года.

Зимой концессионер продолжил реконструкцию путей между улицей Мира и депо «Балатово» | Источник: Kirill ShvetcЗимой концессионер продолжил реконструкцию путей между улицей Мира и депо «Балатово» | Источник: Kirill Shvetc

Зимой концессионер продолжил реконструкцию путей между улицей Мира и депо «Балатово»

Источник:

Также для Перми купили 44 новых «Львят». Трамваи вышли на маршруты в 2023–2024 годах. Это позволило отказаться от использования старых вагонов модели КТМ-5.

Что ещё должны сделать до конца 2025 года?

К работам на улицах Ленина, Сибирской, Белинского, Чернышевского, Петропавловской, Куйбышева (между Петропавловской и Ленина), Пушкина и Революции концессионер до сих пор не приступил. Плановые сроки работ на этих объектах мы указали в карточках ниже.

Также «Мовиста» всё ещё не приступила к реконструкции трамвайного депо «Балатово». Сейчас оно законсервировано, впрочем, использовать его невозможно — на Мира идет реконструкция, а на Карпинского и Крылова пути разобрали для других дорожных работ и строек. Однако по плану переделку депо должны были начать в июне 2024 года — этот срок синхронизировали с другими дорожными стройками, в том числе на шоссе Космонавтов.

Источник: Полина АвдошинаИсточник: Полина Авдошина
Источник: Полина АвдошинаИсточник: Полина Авдошина
Источник: Полина АвдошинаИсточник: Полина Авдошина
Источник: Полина АвдошинаИсточник: Полина Авдошина
Источник: Полина АвдошинаИсточник: Полина Авдошина
Источник: Полина АвдошинаИсточник: Полина Авдошина

Не выполнены работы и по модернизации светофоров вдоль трамвайных линий. Концессия предусматривает установку дополнительного оборудования, которое позволит включать зелёный свет при приближении трамвая к светофору. Это должно повысить скорость трамваев и сократить время пассажиров в пути.

Предусмотрена соглашением и покупка 11 видов спецтехники — тракторов, универсальных машин, которые смогут ездить как по автодорогам, так и по трамвайным путям, рельсошлифовальной самоходной машины и другой техники.

Редакция 59.RU задала вопросы о причинах задержек и актуальных сроках завершения всех работ компании-концессионеру ООО «Мовиста Регионы Пермь». Спустя месяц ответы не поступили.

Минтранс Прикамья: «Держим ситуацию на контроле»

Позицию регионального правительства об изменении сроков концессии 59.RU обозначили в Министерстве транспорта Пермского края.

— Сроки скорректированы для синхронизации с другими крупными инфраструктурными проектами, — пояснили 59.RU в Минтрансе Прикамья. — Для утверждения окончательных сроков по ряду объектов требуется согласование документации в Главгосэкспертизе.

По информации властей, сейчас готовится документация для реконструкции путей на Ленина, Петропавловской, Сибирской и Окулова, а также депо «Балатово». Госэкспертиза уже одобрила документацию для реконструкции пяти тяговых подстанций, но сроки выполнения работ ещё неизвестны. Также нет понимания и когда «Мовиста» настроит приоритетный проезд для трамваев через светофоры.

Тяговые подстанции — распределительные установки на электросетях, которые преобразуют переменный ток в постоянный. Они обеспечивают бесперебойное электроснабжение для трамваев.

— Приоритетом сейчас является завершение реконструкции путей и восстановление движения трамваев, — заявили 59.RU в Минтрансе. — Министерство держит ситуацию на контроле и продолжает взаимодействие с концессионером для своевременной реализации всех этапов проекта.

Проблемы у «Мовисты» не только в Перми

Группа компаний «Мовиста» занимается реконструкцией трамвайной системы не только в Перми, но и в других городах. В некоторых регионах продолжают обсуждать возможность заключения схожих с пермской концессией, в других — от сотрудничества с предпринимателями отказались.

Верхняя Пышма: единственный реализованный проект

Первый и пока что единственный законченный трамвайный проект «Мовисты» — строительство междугородной линии между Екатеринбургом и Верхней Пышмой. Для работы на этом направлении концессионер купил 11 трамваев модели «Львёнок».

Запустили первый междугородный трамвайный маршрут в России 31 августа 2022 года. Но уже через неделю контактная сеть обрушилась, а спустя несколько месяцев линию стали ежедневно останавливать на несколько часов для исправления ошибок. Через год движение там и вовсе остановили на месяц — столько времени строили стрелки для съезда в недостроенное депо. Не справилась «Мовиста» как перевозчик и с первой зимой: контактная сеть обледенела, а пантографы сломались.

Для маршрута между Екатеринбургом и Верхней Пышмой купили «Львят» и построили новое депо | Источник: Владислав Лоншаков / E1.RUДля маршрута между Екатеринбургом и Верхней Пышмой купили «Львят» и построили новое депо | Источник: Владислав Лоншаков / E1.RU

Для маршрута между Екатеринбургом и Верхней Пышмой купили «Львят» и построили новое депо

Источник:

Пассажиров пересадили на маршрут «Мовисты» добровольно-принудительно: местные власти отменили дублирующие автобусные маршруты. Понравилось это далеко не всем, а время поездок между городами увеличилось.

Для хранения и обслуживания вагонов параллельно со стройкой линии начали возводить и новое трамвайное депо. Однако срок его сдачи сорвали из-за проблем с прохождением документации через госэкспертизу. Закончили стройку депо только в начале 2024 года.

В отличие от всех остальных городов, на верхнепышменской линии «Мовиста» сама работает в качестве перевозчика. Собираемые с пассажиров деньги за проезд — и есть доход частника, которым он «отбивает» прежние затраты. Продлится это до 2031 года — концессионное соглашение с «Мовистой» местные власти подписали в 2020 году на 11 лет.

Екатеринбург: тихое обсуждение нового проекта

После завершения проекта в Верхней Пышме «Мовиста» захотела реконструировать существующую трамвайную сеть Екатеринбурга. Летом 2024 года они предложили местным властям заключить концессию на реконструкцию 35 километров путей и двух подстанций, а также закупку 20 двухсекционных трамваев и 60 трёхсекционных.

— Мы подали свою концессионную инициативу, что хотим и готовы к этому. Сейчас с правительством Свердловской области обсуждаем возможность большого инфраструктурного проекта, — заявил Алексей Зотов нашим коллегам из E1.RU. — Если будет поддержка правительства России, то, надеемся, что проект реализуем.

Глава «Мовисты» Алексей Зотов рассказал о планах реконструировать трамвайную сеть Екатеринбурга

Источник:

По словам главы «Мовисты», их концессия даст Екатеринбургу «новый толчок к развитию» не только трамвайной системы, но и благоустройству города вокруг. Для этого в проект хотят включить обновление остановочных павильонов и уличного освещения. При этом конкретные районы, где трамвайные линии могут попасть под концессию, в «Мовисте» не называют.

Заявление о намерении заключить концессию «Мовиста» сделала летом 2024 года. О реакции властей на это предложение по состоянию на февраль 2025 года ничего неизвестно.

Ярославль: не те трамваи и срыв всех сроков

В декабре 2022 года (через три месяца после захода в Пермь) «Мовиста» заключила концессионное соглашение с правительством Ярославской области. Там в областной столице концессионер должен реконструировать 45 километров трамвайных путей с двумя путепроводами, восемь тяговых подстанций и трамвайное депо, а также купить 47 новых низкопольных трамваев. Общая стоимость проекта — 14,5 миллиарда рублей.

Летом 2023 года дептранс Ярославской области заявил 76.RU, что до конца того же года должны обновить 4,6 километра путей. Однако работы начали лишь в марте 2024, а в феврале 2025 года запустили лишь укороченный вариант маршрута, который работает только до 20 часов.

Депутат Ярославской облдумы стал свидетелем аварии во время обкатки новых путей

Источник:

Весной 2024 года правительство Ярославля признало срывы сроков и заявило, что для ускорения процесса полностью остановят трамвайное движение в городе на год. Трамвайный блэк-аут анонсировали с 1 августа 2024 года, но после возмущения местных жителей от плана остановить все трамваи отказались.

В феврале 2025 года ярославские власти и концессионер объявили о продлении сроков реконструкций на полтора года. Если изначально все работы планировали закончить к июлю 2025 года, то теперь срок отложили до конца 2026 года.

Проблемы возникли и с новыми трамваями. Летом 2023 года в Ярославль привезли одного «Львёнка», а в сентябре его вернули на завод-изготовитель. Из-за недоговорённостей с создателями «Львят» «Мовиста» решила купить в Ярославль трамваи у другого производителя из Усть-Катава. В Ярославль доставили 27 вагонов низкопольной модели 71-628-02, до конца 2025 года их количество должны увеличить до 47.

Самара: «Нужно время, чтобы вникнуть в проект»

В октябре 2023 года «Мовиста» предложила самарским властям заключить концессию на реконструкцию трамвайной сети в их городе. Частники хотели реконструировать 20 километров путей и одну подстанцию, а также купить 45 новых вагонов и построить новую линию в 9,5 километра. Мнения экспертов об этом предложении разделились.

Спустя несколько месяцев от планов по строительству новой линии отказались, а в апреле 2024 года местные власти заявили, что отказались и от концессии с «Мовистой», назвав ее экономически невыгодной.

В Самаре трамваи продолжают работать без вмешательства «Мовисты» | Источник: Роман Данилкин / 63.RUВ Самаре трамваи продолжают работать без вмешательства «Мовисты» | Источник: Роман Данилкин / 63.RU

В Самаре трамваи продолжают работать без вмешательства «Мовисты»

Источник:

Тем не менее, в самой «Мовисте» от планов на самарский трамвай не отказываются. Об этом в интервью E1.RU рассказал гендиректор холдинга «Мовиста» Алексей Зотов.

— Просто в Самаре произошла смена руководства региона, новые руководители по-новому решили посмотреть на проект. Мы сейчас готовим для них новые предложения, — заявил Алексей Зотов. — Как это можно сделать? У нас все документы, все материалы посчитаны, но просто новым людям нужно время, чтобы вникнуть в проект.

Уфа: планировали, но отказались

В столице Башкортостана о планах заключить концессию для реконструкции трамвайной системы заговорили в 2023 году. Местные власти выбирали, с кем заключить соглашение, между ГК «Синара» и ГК «Мовиста» — в итоге выбор пал на вторых. Концессию хотели подписать весной 2024 года, но спустя несколько месяцев от идеи с частным партнёрством отказались.

ГК «Синара» ранее также планировала зайти и в Пермь: в 2020 году они обсуждали с губернатором Прикамья Дмитрием Махониным идею строительства трамвайной линии до микрорайона Ива. В декабре того же года они подписали соглашение о 5-летнем сотрудничестве. Актуальность планов обсудили и осенью 2021 года, но спустя ещё один год партнёром пермские власти выбрали «Мовисту».

По словам местных журналистов, уфимский трамвай переживает тяжёлые времена | Источник: Булат Салихов / UFA1.RUПо словам местных журналистов, уфимский трамвай переживает тяжёлые времена | Источник: Булат Салихов / UFA1.RU

По словам местных журналистов, уфимский трамвай переживает тяжёлые времена

Источник:

— Мы приняли решение своими силами, за счёт наших средств заняться организацией трамвайных путей, — заявил в августе 2024 года глава Башкирии Радий Хабиров. — Необходимо что-то предпринять и постепенно искать ресурсы на эти цели. А затем уже будем заниматься обновлением подвижного состава.

Своими силами местные власти выделили только 2 миллиарда вместо ранее запланированных 20. Без концессионера чиновники отказались от покупки трамваев, строительства нового депо и обновления тяговых подстанций. Теперь деньги хотят потратить только на обновление старых трамвайных путей.

В последний раз в Уфе покупали новые трамваи в 2012 году — тогда в город привезли четыре новых вагона, три из которых в последнее время не работают. В конце 2024 года в столицу Башкирии передали 10-летние б/у трамваи Pesa из Москвы, запчастей для ремонта которых из-за санкций в России нет.

Красноярск: расторжение концессии через суд

Также у «Мовисты» были планы заняться реконструкцией трамвайной сети Красноярска. Предложенное местным властям соглашение содержало требование изменить маршрутную сеть так, чтобы автобусы не дублировали трамвайные маршруты.

Летом 2023 года красноярские депутаты и контрольно-счётная палата раскритиковали предложенную концессию за 52 миллиарда рублей. Однако в начале 2024 года власти подписали соглашение с «Мовистой». В концессию включили реконструкцию 16 километров трамвайных путей, строительство новой 30-километровой линии и покупку 50 вагонов.

В первый же год работы концессионер сорвал сроки выполнения работ. Весной 2024 года мэр Красноярска сообщил NGS24.RU, что «процесс затягивается» в том числе из-за неурегулированных соглашений.

Мэр Красноярска Владислав Логинов прокомментировал первый год концессии

Источник:

— Я не могу сказать, что процесс катится как по трамвайным путям, мы в переговорах, — заявил мэр Владислав Логинов. — В прошлый понедельник мне пришлось оперативно вылететь [в Москву] для сверки некоторых позиций, ответ по которым мы ещё не получили.

Летом 2024 года мэрия Красноярска подала в суд на «Мовисту». Из-за промедлений и выявленных нарушений соглашений власти решили принудительно расторгнуть концессию. После этого «Мовиста» подала встречный иск с требованием выплатить ей четверть миллиарда рублей. Судебные разбирательства властей Красноярска с концессионером продолжаются.

Курск: 4 года без полной стоимости работ и документов

В Черноземье «Мовиста» зашла на реконструкцию трамвайной системы Курска. Там компания обновляет 42,6 километра путей, 10 подстанций и депо, а также покупает 22 трамваев и 4 электробуса, для которых оснащает зарядные станции.

Обсуждение проекта с местными властями «Мовиста» начала в 2021 году. Соглашение подписали в 2022 году, а закончить работы должны были до конца 2024 года.

В Курске «Мовиста» тоже покупает новые трамваи и реконструирует пути с остановками | Источник: Владислав КалуцкихВ Курске «Мовиста» тоже покупает новые трамваи и реконструирует пути с остановками | Источник: Владислав Калуцких

В Курске «Мовиста» тоже покупает новые трамваи и реконструирует пути с остановками

Источник:

Изначально курский проект «Мовисты» оценивали в 12,4 миллиарда рублей. В конце 2024 местный депутат сообщил о подорожании проекта до 20 миллиардов рублей.

— Проектная документация проходит поэтапную госэкспертизу, в связи с чем сообщить итоговую стоимость не представляется возможным, — заявили в декабре 2024 «Курским известиям» в «Мовисте». — [Сейчас] уточняется техническое задание и оптимизируются проектные решения.

В 2023 году мэрия Курска заявляла, что работы по концессии должны закончить в 2024 году. Однако в октябре 2024 года глава областного Минтранса сообщил о переносе сроков до августа 2025 года.

Липецк: дорого, некачественно и без депо

Сразу после захода в Курск «Мовиста» заключила концессию на реконструкцию трамвайной системы соседнего Липецка. В 2022 году там подписали соглашение на обновление 40 километров путей и депо, строительство новой линии на 5 километров и покупку 46 трамваев. Цена вопроса — 24,5 миллиарда рублей, из них почти миллиард — из Фонда национального благосостояния по льготной ставке кредита в 5%.

В Липецке «Мовисту» освободили от налога на имущество, а госкорпорация «ВЭБ.РФ» выделила «Мовисте» кредит в 300 миллионов рублей из Фонда национального благосостояния под 5% годовых.

В мае 2024 года мэрия Липецка сообщила, что завершить работы концессионер должен до конца 2025 года. Местные транспортные сообщества при этом заявляют о всё новых возникающих проблемах — сроки срываются, используются некачественные материалы.

По данным Gorod48.ru, сроки сдачи работ сорваны минимум на полгода. В конце 2024 года «Мовиста» остановила все работы в Липецке. По словам рабочих, для продолжения реконструкции у них нет ни рельсов, ни шпал. Для реконструкции местного трамвайного депо у концессионера также нет готовой документации. Под вопросом и строительство новой трамвайной линии.

На фоне срыва реконструкции, активисты сообщества «Липецкий трамвай» организовали сбор подписей неравнодушных местных жителей. В обращении липчане призывают ускорить реконструкцию и не отказываться от обновления депо, а также после концессии продолжить строительство новых линий. Обращение активисты направят своим губернатору, депутату Госдумы и сенатору СовФеда.

Ранее мы рассказывали, что в Ярославле арестовали руководителя ГК «Мовиста» Александра Советникова. Его обвинили в даче взяток в особо крупном размере за покровительство аффилированного «Мовисте» автобусного перевозчика. Получившая взятку глава дептранса Ярославской области Татьяна Черемных, как и Александр Советников, с мая 2023 года остаются в СИЗО.

Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY3
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY14
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
59
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления