
Часть работ закончили с задержкой, к остальным ещё не приступали
В Перми осенью 2022 года заключили концессионное соглашение на реконструкцию трамвайной системы. За три года планировали обновить трамвайную сеть и одно из двух депо, купить новые вагоны и модернизировать организацию движения. Однако уже с первого этапа сроки сдачи стали задерживать, а к началу 2025 года опоздания только усиливаются.
Концессия — форма передачи государственного имущества бизнесу. При этом предприниматели изначально вкладывают в развитие имущества деньги, а затем длительное время забирают доходы за его использование.
В Перми, помимо трамвайной, действуют концессии на водоснабжение — заключена она с «Новогор-Прикамье», теплоснабжение — с «Т Плюс», автовокзалы — с компанией «Автовокзалы Прикамья», и строительство Чусовского моста. Также в городе заключают и более мелкие концессии, например, на реконструкцию «Пушкинской бани».
Изначальный календарный план всех работ изменяли. В середине 2023 года выполняющая работы «Мовиста» поделилась с 59.RU актуальным на тот момент вариантом. После этого информация о новых изменениях не публиковалась. В этом материале мы разбирались в положении дел.
Что уже успели сделать
За два с половиной года в Перми «Мовиста» завершила первые два этапа реконструкции трамвайной сети из трех: на улице Куйбышева между улицами Революции и Белинского, а также на улице Дзержинского.



Сейчас продолжаются работы над третьим этапом, в который включили улицы Борчанинова и Мира. По планам 2023 года, закончить их должны были в мае 2024 года.

Зимой концессионер продолжил реконструкцию путей между улицей Мира и депо «Балатово»
Также для Перми купили 44 новых «Львят». Трамваи вышли на маршруты в 2023–2024 годах. Это позволило отказаться от использования старых вагонов модели КТМ-5.
Что ещё должны сделать до конца 2025 года?
К работам на улицах Ленина, Сибирской, Белинского, Чернышевского, Петропавловской, Куйбышева (между Петропавловской и Ленина), Пушкина и Революции концессионер до сих пор не приступил. Плановые сроки работ на этих объектах мы указали в карточках ниже.
Также «Мовиста» всё ещё не приступила к реконструкции трамвайного депо «Балатово». Сейчас оно законсервировано, впрочем, использовать его невозможно — на Мира идет реконструкция, а на Карпинского и Крылова пути разобрали для других дорожных работ и строек. Однако по плану переделку депо должны были начать в июне 2024 года — этот срок синхронизировали с другими дорожными стройками, в том числе на шоссе Космонавтов.






Не выполнены работы и по модернизации светофоров вдоль трамвайных линий. Концессия предусматривает установку дополнительного оборудования, которое позволит включать зелёный свет при приближении трамвая к светофору. Это должно повысить скорость трамваев и сократить время пассажиров в пути.
Предусмотрена соглашением и покупка 11 видов спецтехники — тракторов, универсальных машин, которые смогут ездить как по автодорогам, так и по трамвайным путям, рельсошлифовальной самоходной машины и другой техники.
Редакция 59.RU задала вопросы о причинах задержек и актуальных сроках завершения всех работ компании-концессионеру ООО «Мовиста Регионы Пермь». Спустя месяц ответы не поступили.
Минтранс Прикамья: «Держим ситуацию на контроле»
Позицию регионального правительства об изменении сроков концессии 59.RU обозначили в Министерстве транспорта Пермского края.
— Сроки скорректированы для синхронизации с другими крупными инфраструктурными проектами, — пояснили 59.RU в Минтрансе Прикамья. — Для утверждения окончательных сроков по ряду объектов требуется согласование документации в Главгосэкспертизе.
По информации властей, сейчас готовится документация для реконструкции путей на Ленина, Петропавловской, Сибирской и Окулова, а также депо «Балатово». Госэкспертиза уже одобрила документацию для реконструкции пяти тяговых подстанций, но сроки выполнения работ ещё неизвестны. Также нет понимания и когда «Мовиста» настроит приоритетный проезд для трамваев через светофоры.
Тяговые подстанции — распределительные установки на электросетях, которые преобразуют переменный ток в постоянный. Они обеспечивают бесперебойное электроснабжение для трамваев.
— Приоритетом сейчас является завершение реконструкции путей и восстановление движения трамваев, — заявили 59.RU в Минтрансе. — Министерство держит ситуацию на контроле и продолжает взаимодействие с концессионером для своевременной реализации всех этапов проекта.
Проблемы у «Мовисты» не только в Перми
Группа компаний «Мовиста» занимается реконструкцией трамвайной системы не только в Перми, но и в других городах. В некоторых регионах продолжают обсуждать возможность заключения схожих с пермской концессией, в других — от сотрудничества с предпринимателями отказались.
Верхняя Пышма: единственный реализованный проект
Первый и пока что единственный законченный трамвайный проект «Мовисты» — строительство междугородной линии между Екатеринбургом и Верхней Пышмой. Для работы на этом направлении концессионер купил 11 трамваев модели «Львёнок».
Запустили первый междугородный трамвайный маршрут в России 31 августа 2022 года. Но уже через неделю контактная сеть обрушилась, а спустя несколько месяцев линию стали ежедневно останавливать на несколько часов для исправления ошибок. Через год движение там и вовсе остановили на месяц — столько времени строили стрелки для съезда в недостроенное депо. Не справилась «Мовиста» как перевозчик и с первой зимой: контактная сеть обледенела, а пантографы сломались.

Для маршрута между Екатеринбургом и Верхней Пышмой купили «Львят» и построили новое депо
Пассажиров пересадили на маршрут «Мовисты» добровольно-принудительно: местные власти отменили дублирующие автобусные маршруты. Понравилось это далеко не всем, а время поездок между городами увеличилось.
Для хранения и обслуживания вагонов параллельно со стройкой линии начали возводить и новое трамвайное депо. Однако срок его сдачи сорвали из-за проблем с прохождением документации через госэкспертизу. Закончили стройку депо только в начале 2024 года.
В отличие от всех остальных городов, на верхнепышменской линии «Мовиста» сама работает в качестве перевозчика. Собираемые с пассажиров деньги за проезд — и есть доход частника, которым он «отбивает» прежние затраты. Продлится это до 2031 года — концессионное соглашение с «Мовистой» местные власти подписали в 2020 году на 11 лет.
Екатеринбург: тихое обсуждение нового проекта
После завершения проекта в Верхней Пышме «Мовиста» захотела реконструировать существующую трамвайную сеть Екатеринбурга. Летом 2024 года они предложили местным властям заключить концессию на реконструкцию 35 километров путей и двух подстанций, а также закупку 20 двухсекционных трамваев и 60 трёхсекционных.
— Мы подали свою концессионную инициативу, что хотим и готовы к этому. Сейчас с правительством Свердловской области обсуждаем возможность большого инфраструктурного проекта, — заявил Алексей Зотов нашим коллегам из E1.RU. — Если будет поддержка правительства России, то, надеемся, что проект реализуем.
Глава «Мовисты» Алексей Зотов рассказал о планах реконструировать трамвайную сеть Екатеринбурга
По словам главы «Мовисты», их концессия даст Екатеринбургу «новый толчок к развитию» не только трамвайной системы, но и благоустройству города вокруг. Для этого в проект хотят включить обновление остановочных павильонов и уличного освещения. При этом конкретные районы, где трамвайные линии могут попасть под концессию, в «Мовисте» не называют.
Заявление о намерении заключить концессию «Мовиста» сделала летом 2024 года. О реакции властей на это предложение по состоянию на февраль 2025 года ничего неизвестно.
Ярославль: не те трамваи и срыв всех сроков
В декабре 2022 года (через три месяца после захода в Пермь) «Мовиста» заключила концессионное соглашение с правительством Ярославской области. Там в областной столице концессионер должен реконструировать 45 километров трамвайных путей с двумя путепроводами, восемь тяговых подстанций и трамвайное депо, а также купить 47 новых низкопольных трамваев. Общая стоимость проекта — 14,5 миллиарда рублей.
Летом 2023 года дептранс Ярославской области заявил 76.RU, что до конца того же года должны обновить 4,6 километра путей. Однако работы начали лишь в марте 2024, а в феврале 2025 года запустили лишь укороченный вариант маршрута, который работает только до 20 часов.
Депутат Ярославской облдумы стал свидетелем аварии во время обкатки новых путей
Весной 2024 года правительство Ярославля признало срывы сроков и заявило, что для ускорения процесса полностью остановят трамвайное движение в городе на год. Трамвайный блэк-аут анонсировали с 1 августа 2024 года, но после возмущения местных жителей от плана остановить все трамваи отказались.
В феврале 2025 года ярославские власти и концессионер объявили о продлении сроков реконструкций на полтора года. Если изначально все работы планировали закончить к июлю 2025 года, то теперь срок отложили до конца 2026 года.
Проблемы возникли и с новыми трамваями. Летом 2023 года в Ярославль привезли одного «Львёнка», а в сентябре его вернули на завод-изготовитель. Из-за недоговорённостей с создателями «Львят» «Мовиста» решила купить в Ярославль трамваи у другого производителя из Усть-Катава. В Ярославль доставили 27 вагонов низкопольной модели 71-628-02, до конца 2025 года их количество должны увеличить до 47.
Самара: «Нужно время, чтобы вникнуть в проект»
В октябре 2023 года «Мовиста» предложила самарским властям заключить концессию на реконструкцию трамвайной сети в их городе. Частники хотели реконструировать 20 километров путей и одну подстанцию, а также купить 45 новых вагонов и построить новую линию в 9,5 километра. Мнения экспертов об этом предложении разделились.
Спустя несколько месяцев от планов по строительству новой линии отказались, а в апреле 2024 года местные власти заявили, что отказались и от концессии с «Мовистой», назвав ее экономически невыгодной.

В Самаре трамваи продолжают работать без вмешательства «Мовисты»
Тем не менее, в самой «Мовисте» от планов на самарский трамвай не отказываются. Об этом в интервью E1.RU рассказал гендиректор холдинга «Мовиста» Алексей Зотов.
— Просто в Самаре произошла смена руководства региона, новые руководители по-новому решили посмотреть на проект. Мы сейчас готовим для них новые предложения, — заявил Алексей Зотов. — Как это можно сделать? У нас все документы, все материалы посчитаны, но просто новым людям нужно время, чтобы вникнуть в проект.
Уфа: планировали, но отказались
В столице Башкортостана о планах заключить концессию для реконструкции трамвайной системы заговорили в 2023 году. Местные власти выбирали, с кем заключить соглашение, между ГК «Синара» и ГК «Мовиста» — в итоге выбор пал на вторых. Концессию хотели подписать весной 2024 года, но спустя несколько месяцев от идеи с частным партнёрством отказались.
ГК «Синара» ранее также планировала зайти и в Пермь: в 2020 году они обсуждали с губернатором Прикамья Дмитрием Махониным идею строительства трамвайной линии до микрорайона Ива. В декабре того же года они подписали соглашение о 5-летнем сотрудничестве. Актуальность планов обсудили и осенью 2021 года, но спустя ещё один год партнёром пермские власти выбрали «Мовисту».

По словам местных журналистов, уфимский трамвай переживает тяжёлые времена
— Мы приняли решение своими силами, за счёт наших средств заняться организацией трамвайных путей, — заявил в августе 2024 года глава Башкирии Радий Хабиров. — Необходимо что-то предпринять и постепенно искать ресурсы на эти цели. А затем уже будем заниматься обновлением подвижного состава.
Своими силами местные власти выделили только 2 миллиарда вместо ранее запланированных 20. Без концессионера чиновники отказались от покупки трамваев, строительства нового депо и обновления тяговых подстанций. Теперь деньги хотят потратить только на обновление старых трамвайных путей.
В последний раз в Уфе покупали новые трамваи в 2012 году — тогда в город привезли четыре новых вагона, три из которых в последнее время не работают. В конце 2024 года в столицу Башкирии передали 10-летние б/у трамваи Pesa из Москвы, запчастей для ремонта которых из-за санкций в России нет.
Красноярск: расторжение концессии через суд
Также у «Мовисты» были планы заняться реконструкцией трамвайной сети Красноярска. Предложенное местным властям соглашение содержало требование изменить маршрутную сеть так, чтобы автобусы не дублировали трамвайные маршруты.
Летом 2023 года красноярские депутаты и контрольно-счётная палата раскритиковали предложенную концессию за 52 миллиарда рублей. Однако в начале 2024 года власти подписали соглашение с «Мовистой». В концессию включили реконструкцию 16 километров трамвайных путей, строительство новой 30-километровой линии и покупку 50 вагонов.
В первый же год работы концессионер сорвал сроки выполнения работ. Весной 2024 года мэр Красноярска сообщил NGS24.RU, что «процесс затягивается» в том числе из-за неурегулированных соглашений.
Мэр Красноярска Владислав Логинов прокомментировал первый год концессии
— Я не могу сказать, что процесс катится как по трамвайным путям, мы в переговорах, — заявил мэр Владислав Логинов. — В прошлый понедельник мне пришлось оперативно вылететь [в Москву] для сверки некоторых позиций, ответ по которым мы ещё не получили.
Летом 2024 года мэрия Красноярска подала в суд на «Мовисту». Из-за промедлений и выявленных нарушений соглашений власти решили принудительно расторгнуть концессию. После этого «Мовиста» подала встречный иск с требованием выплатить ей четверть миллиарда рублей. Судебные разбирательства властей Красноярска с концессионером продолжаются.
Курск: 4 года без полной стоимости работ и документов
В Черноземье «Мовиста» зашла на реконструкцию трамвайной системы Курска. Там компания обновляет 42,6 километра путей, 10 подстанций и депо, а также покупает 22 трамваев и 4 электробуса, для которых оснащает зарядные станции.
Обсуждение проекта с местными властями «Мовиста» начала в 2021 году. Соглашение подписали в 2022 году, а закончить работы должны были до конца 2024 года.

В Курске «Мовиста» тоже покупает новые трамваи и реконструирует пути с остановками
Изначально курский проект «Мовисты» оценивали в 12,4 миллиарда рублей. В конце 2024 местный депутат сообщил о подорожании проекта до 20 миллиардов рублей.
— Проектная документация проходит поэтапную госэкспертизу, в связи с чем сообщить итоговую стоимость не представляется возможным, — заявили в декабре 2024 «Курским известиям» в «Мовисте». — [Сейчас] уточняется техническое задание и оптимизируются проектные решения.
В 2023 году мэрия Курска заявляла, что работы по концессии должны закончить в 2024 году. Однако в октябре 2024 года глава областного Минтранса сообщил о переносе сроков до августа 2025 года.
Липецк: дорого, некачественно и без депо
Сразу после захода в Курск «Мовиста» заключила концессию на реконструкцию трамвайной системы соседнего Липецка. В 2022 году там подписали соглашение на обновление 40 километров путей и депо, строительство новой линии на 5 километров и покупку 46 трамваев. Цена вопроса — 24,5 миллиарда рублей, из них почти миллиард — из Фонда национального благосостояния по льготной ставке кредита в 5%.
В Липецке «Мовисту» освободили от налога на имущество, а госкорпорация «ВЭБ.РФ» выделила «Мовисте» кредит в 300 миллионов рублей из Фонда национального благосостояния под 5% годовых.
В мае 2024 года мэрия Липецка сообщила, что завершить работы концессионер должен до конца 2025 года. Местные транспортные сообщества при этом заявляют о всё новых возникающих проблемах — сроки срываются, используются некачественные материалы.
По данным Gorod48.ru, сроки сдачи работ сорваны минимум на полгода. В конце 2024 года «Мовиста» остановила все работы в Липецке. По словам рабочих, для продолжения реконструкции у них нет ни рельсов, ни шпал. Для реконструкции местного трамвайного депо у концессионера также нет готовой документации. Под вопросом и строительство новой трамвайной линии.
На фоне срыва реконструкции, активисты сообщества «Липецкий трамвай» организовали сбор подписей неравнодушных местных жителей. В обращении липчане призывают ускорить реконструкцию и не отказываться от обновления депо, а также после концессии продолжить строительство новых линий. Обращение активисты направят своим губернатору, депутату Госдумы и сенатору СовФеда.
Ранее мы рассказывали, что в Ярославле арестовали руководителя ГК «Мовиста» Александра Советникова. Его обвинили в даче взяток в особо крупном размере за покровительство аффилированного «Мовисте» автобусного перевозчика. Получившая взятку глава дептранса Ярославской области Татьяна Черемных, как и Александр Советников, с мая 2023 года остаются в СИЗО.
Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.