Криминал подробности «Сделали инструментом конфликта». В Прикамье священника обвинили в краже икон и денег — мы поговорили с ним о том, что произошло

«Сделали инструментом конфликта». В Прикамье священника обвинили в краже икон и денег — мы поговорили с ним о том, что произошло

Сейчас Николай Вернигор в СИЗО, ему грозит 10 лет заключения

Мы встретились со священником Николаем Вернигором, когда он еще находился под домашним арестом

Священник Николай Вернигор в обычной джинсовке нервно ходит по коридору суда. Около КПП с приставами он оставил увесистую сумку, которую накануне собирал с супругой. «Да не переживай, я ведь уже был там», — говорит священник своей жене Анастасии. «А нам как жить?», — спрашивает она. Оба уже полтора часа ждут решения судьи. Вернигора обвиняют в краже церковных реликвий и денег, он уже был задержан, сидел в СИЗО, но из-за болезни — мужчина страдает сонным апноэ — его отпустили под домашний арест, а на последнем суде меру пресечения вновь пересматривают, хотят ужесточить. Еще через пару минут судья оглашает: поместить отца Николая в СИЗО. Священник послушно протягивает руки, и ему защелкивают наручники. На прощание он только молча кивает жене головой. Николая уводят в подвал суда, где выведут через отдельный вход и посадят в автозак.

Служению в храмах Николай Вернигор посвятил 25 лет. В последние годы он служил в Кудымкарской епархии помощником епископа Никона. Именно по его заявлению в отношении Вернигора завели уголовное дело о краже — епископ утверждал, что, пока был на лечении, помощник похитил из его покоев несколько килограммов церковных реликвий, стоимость которых оценили в 7 миллионов рублей, а с его счета — 10 миллионов рублей.

Священником Вернигор служит 25 лет

Пока отец Николай был под домашним арестом, мы встретились с ним. Во время нашей встречи от Вернигора ни на шаг не отходили два черных гриффона — нет, это не птицы, а необычные маленькие собачки. На ноге священника — специальный браслет, который отслеживает местонахождение, покидать квартиру строго запрещено. Но видно, что он рад был оказаться дома, пусть и на таких условиях. До этого четыре месяца священник провел в камере СИЗО и вновь находится там сейчас.

По данным сервиса «Контур.Фокус», Николай Вернигор является соучредителем ООО «Елизаветинская больница» в Перми, где владеет четвертью уставного капитала. Ранее он являлся соучредителем благотворительного фонда «Содействие в Строительстве Храма Во Имя Святителя Спиридона Тримифунтского» и соучредителем СНТ «Березка» в Полазне, ликвидированного в 2011 году. Родом из Подмосковья. Приехал в Прикамье 25 лет назад. Сначала служил в храме поселка Дивья Добрянского ГО. Потом служил в Полазне и Добрянке.

Эпизод первый: присвоил 10 миллионов от проданной земли

Николая Вернигора задержали 22 ноября 2022 года, обвинив по двум статьям — «Кража в особо крупном размере» и «Присвоение или растрата в особо крупном размере». Заявление в полицию на своего подчиненного написал епископ Кудымкарский и Верещагинский Никон, в миру Олег Миронов. Епископ обвинил священника в краже дорогих икон, 15 килограммов серебряной посуды, а еще — в присвоении 10 миллионов рублей с продажи участка в Подмосковье, которые Вернигор должен был потратить на развитие Кудымкарской епархии.

На продажу участка Никон дал Вернигору доверенность. Священник, считает следствие, сделку совершил, но, «не имея намерения исполнить взятые на себя обязательства и передать деньги на расчетный счет Пермской митрополии, из корыстных побуждений снял деньги с расчетного счета Миронова (епископа Никона) и распорядился ими по личному усмотрению». Ущерб епископу оценили в 10 миллионов рублей.

— Этот участок я приобретал в 1990-е годы на личные средства, — указал в заявлении епископ. — В феврале 2021 года я решил продать участок, а вырученные деньги пожертвовать на развитие Пермской епархии в лице митрополита Мефодия. Была составлена доверенность на год на имя отца Николая Вернигора. При этом он просил меня никому не рассказывать о совершенной сделке.

«Управление епархии размещалось в гостинице»

С нами на встрече с Вернигором присутствует его супруга Анастасия. Женщина комментирует: епископ Никон сам продал свою землю и сам подписывал все документы. Николай рассказывает подробнее — его руководитель, епископ Никон, выдал ему доверенность уже на свой банковский счет, на котором лежали 10 миллионов с продажи участка, и попросил потратить эти деньги на ремонт управления Кудымкарской епархии. Священник опровергает версию следствия о том, что деньги предназначались митрополиту Мефодию на развитие Пермской епархии (это разные структуры РПЦ).

— В Кудымкаре управление епархии размещалась в гостинице «Багира», арендовали часть номеров с 2015 года, — отметил Николай Вернигор. — Представьте ситуацию: в гостинице снимают номера дальнобойщики, а наверху епархия сидит. Снимали это всё за большие деньги, в месяц епархия за такую аренду платила по 150 тысяч рублей.

В 2020 году епископ Никон повредил позвоночник, когда упал с лестницы. На операцию его увезли в январе 2021 года в московскую больницу. По словам Вернигора, на период лечения епископ Никон временно поручил ему все хозяйственные вопросы в работе Кудымкарской епархии. В этот период Вернигор являлся его прямым помощником, а именно секретарем епархии. Согласно этой должности, он отвечал за административную деятельность и ведение хозяйственных процессов. Как секретарь имел право подписывать письма и другие официальные документы епархии.

— Ситуация с Кудымкарской епархией была сложная. Когда ушел Никон, были судебные тяжбы с бывшим бухгалтером епархии, остались большие долги из-за нецелевого расходования денег от губернатора, — перечисляет Вернигор. — Всё это влияло на репутацию епархии.

Как говорит Вернигор, он выполнил просьбу епископа Никона и за восемь месяцев капитально отремонтировал двухэтажный пристрой к Свято-Никольскому собору в Кудымкаре, где ранее размещалась воскресная школа. Обустроили трапезную, а на втором этаже сделали епархию. Вернигор показал фотографии отремонтированного здания. По его словам, вся сумма в 10 миллионов рублей ушла на эти ремонтные работы. Вернигор отчитывался перед Никоном и митрополитом Мефодием. За восемь месяцев, утверждает священник, от них не поступило ни одной жалобы.

Священник показал фотографии ремонта управления Кудымкарской епархии
Помещение кухни
Помещение общей трапезной после ремонта

После лечения Никона из-за состояния здоровья сняли с кафедры, в итоге исполняющим обязанности главы Кудымкарской епархии поставили митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия.

— 10 миллионов — эта сумма должна была поступить митрополиту Мефодию. У них с епископом Никоном были какие-то договоренности. Но владыка Никон эти деньги передал мне, дав указание строить Кудымкарскую епархию. Через год Мефодий узнал об этом. Я оказался не в то время и не в том месте, — отметил обвиняемый. — У Никона на Мефодия была обида за то, что тот его снял с кафедры. А он не хотел уходить из Кудымкарской епархии.

Супруга Вернигора добавляет, что ранее у Никона и ее мужа были хорошие отношения, а когда епископа уволили, он написал заявление, но самое странное, что сделал это спустя два года.

Когда Никона уволили, Мефодий оставил Вернигора в прежней должности — секретарь Кудымкарской епархии.

— Мой муж — человек, который оказался между двумя архиереями — Мефодием и Никоном. Друг с другом они не могут конфликтовать, моего супруга сделали инструментом конфликта, — отметила собеседница. — Никон еще мог оставаться на кафедре, на своем посту, если бы Пермская епархия не донесла в Москву, что он не подходит по состоянию здоровья.

По слова супруги Вернигора, сейчас, пока идет следствие, началась травля ее мужа. Например, один священнослужитель написал донос, что муж нецензурно выражался о святителе Николае.

Эпизод второй: кража икон и церковного серебра

Второй эпизод в уголовном деле против священника — это кража реликвий, которые принадлежали епископу Никону. В своем заявлении епископ перечислил похищенные ценности: дорогие иконы, старинная серебряная чаша, серебряные лампадки и крест, панагии (богато украшенные образы Богоматери) с алмазами и 15 килограммов серебренной посуды. Общая сумма ущерба составила 7 миллионов рублей.

Супруга священника поясняет: Вернигора обвиняют в том, что он похитил реликвии из архиерейского дома в Кудымкаре — это здание епархии и ведомственное жилье, ранее его занимал Никон. Въезжать в дом, говорит Анастасия, супруги сначала отказывались, хотя им предложили сделать это, когда епископ уехал на лечение. В итоге въехали они туда, только когда Никона сняли, через четыре месяца.

По словам собеседницы, когда они с супругом въезжали в дом епархии, там была только мебель, бытовая техника и посуда, реликвий, икон и церковных ценностей там не было.

Во время встречи рядом с Вернигором сидит его питомец — щенок породы гриффон

— В этом доме мы с мужем жили два года по благословению митрополита. Нам сказали заехать туда жить — мы заехали, — объяснила собеседница. — И значит, два года там килограммы серебра и несметное количество реликвий лежало, об этом не вспоминали, а тут начали обвинять. «Потерпевший» не спохватился своей «утвари» на семь миллионов, вспомнил только в октябре 2022 года. За два года ни разу не обратился к правящему митрополиту, хотя они общаются постоянно.

Анастасия отмечает, что процедуры приема-передачи епархиального дома не было, хотя это должен был делать митрополит. Также не было приема-передачи документов. По словам собеседницы, это халатность Пермской митрополии.

— Должны были состояться прием и передача всего движимого и недвижимого имущества, документации, средств. Мефодий обязан был это сделать, когда сняли Никона, — отметила собеседница.

По словам Анастасии Вернигор, кроме них доступ в архиерейский дом имела келейница — прислужница при сановных лицах — Варвара, а также другие сотрудники епархии. Келейница, говорит Анастасия, жила там еще до того, как в дом въехали Вернигоры.

— 25 октября 2022 года вышел указ, что Вернигора сняли, а 26 октября с утра уже приехала Варвара с прицепом и вытаскивала всё из кабинета настоятеля, в том числе всю документацию по собору и по епархии: остались только голые стены, — отметила супруга обвиняемого. — Всё это было опять же при свидетелях. Она дала показания, что якобы вывозила стихари (церковное облачение). Но их она вывезла в 2021 году, летом. При этом не было опять приема-передачи: не вызвали Вернигора, чтобы он передал под подпись документацию по финансам, на было и принимающей стороны из Пермской митрополии.

В постановлении СК меж тем указано, что Вернигор «имел прямой умысел на хищение чужого имущества, из корыстных побуждений тайно похитил принадлежащее Миронову иконы и церковную утварь, после чего распорядился имуществом по своему личному усмотрению».

В поисках похищенных реликвий у Вернигора провели обыск, в том числе в гаражном контейнере священника в Кировском районе Перми и у его матери в Подмосковье. Иконы и церковную утварь нашли, но не те. Священник поясняет: он строит две церкви, на Гайве и в поселке Гари Добрянского округа, а в контейнере хранятся утварь и иконы для этих храмов, которые покупались на деньги спонсоров. Вернигор утверждает: после обыска епископ Никон написал, что в контейнере «его имущество не обнаружили».

— Что сделали полицейские? Они сначала меня закрыли, а потом начали расследовать, — продолжает Николай Вернигор. — В СИЗО устроили колесный режим. Из одной в другую камеру постоянно переводили, чтобы я дал признание. В чем признаваться, если отец Никон написал, что в контейнере его имущества нет? Следователи мне говорят: а ты признайся, что это его имущество. Но в контейнере лежат мои вещи.

Вернигор не признаёт вину

По словам супруги священника Анастасии, спустя пять месяцев епископ Никон поменял показания, сказав, что в контейнере лежали его ценности.

— Ему сейчас отдали наши иконы на хранение. Это две храмовые иконы из Красной Слудки, которые стояли на реставрацию, и около 10 больших новых икон, купленных для гаринского храма, — перечисляет собеседница. — Давал деньги на покупку спонсор, который помогает строить храм.

Сейчас Николая Вернигора запретили в служении и, по словам супруги, хотят снять с него сан.

— Церковный суд должен вызывать обе стороны, — дополняет обвиняемый. — Чтобы снять сан, должны быть очень веские причины: например, священник обвиняется в раскольничестве, или он еретик, или сторонник ЛГБТ. Это должны быть канонические нарушения для служения.

Секретарь Пермской епархии Андрей Литовка — он проходит свидетелем по делу — сообщил корреспонденту 59.R, что, пока идет следствие, отец Никон не комментирует ситуацию.

— Совершено преступление, и не одно, нужно подождать итоги следствия, — коротко отметил секретарь Пермской епархии.

Новый эпизод в деле

В апреле обвиняемому предъявили новый эпизод — по статье 160 УК РФ «Присвоение или растрата», сообщила 59.RU супруга отца Николая Анастасия. Этот эпизод связан с автомобилем Hyundai, который, как заявляют Вернигоры, Николай купил у матушки Анны из Пермской епархии за 2,6 миллиона рублей. Однако спустя время, говорит Анастасия, матушка дала показания, что была в заблуждении и не читала, какой договор подписала, — думала, что передает машину Кудымкарской епархии, а Вернигор ей передает якобы средства Кудымкарской епархии.

Анастасия отметила, что супруг купил машину на личные средства, есть договор купли-продажи. При этом, по версии следствия, иномарку священник приобретал на средства Кудымкарской епархии.

Сейчас священник снова арестован и находится в СИЗО

— Самое главное — то, что подписывали документы в доме, где проживает митрополит Мефодий (глава Пермской епархии. — Прим. ред.), там же была передача денег, — добавила собеседница. — Матушка занимается хозяйством в этом доме уже 30 лет. Вся сделка происходила в присутствии правящего митрополита. Кроме того, по уставу церкви, покупку имущества невозможно произвести без согласия архиерея.

Николаю Вернигору грозит до 10 лет колонии. Пока следствие продолжается, идут очные ставки. Вины священник не признал ни по одному эпизоду.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем