Сложить дома камин, построить башню или соорудить колодец с маленьким ведерком. В гончарной мастерской «Круг» придумали «лего для взрослых». Вместо цветных пластиковых блоков настоящие кирпичики из красной глины. Мы встретились с гончаром Виталием Черновым и рассказываем про эту необычную задумку и другие диковинки из мастерской.
Виталию Чернову 53 года, с десяток лет он был дирижером народного оркестра, около 20 лет кузнецом, а четыре года назад освоил ремесло гончара. Теперь взмаху его руки подчиняются звуки, металл, огонь и глина. На наших глазах кусок глины превращается в узорчатую вазу. Позже ее обожгут и укрепят с помощью старинных методик. Мастер старается не окрашивать и не покрывать изделия эмалью.
— Кто-то любит посуду с эмалью, цветную. Мне нравится живая глина. Да, она не музейная, не выставочная. Она именно домашняя, с домашним уютом, — делится с 59.RU Виталий Чернов.
Для домашнего уюта в мастерской создали и наборы из кирпичиков. Всей семьей можно сложить кирпичный камин, где будет гореть огонь.
— Это для любителей сделать что-то своими руками, — рассказывает мастер. — Камин используют как подсвечник. Можно устроить ужин у камина, скажем. Основная всё-таки задумка — это дать почувствовать себя строителем, чтобы можно было сделать что-то своими руками.
В наборе для домашнего строительства состав с цементом, разделенный на несколько частей, кирпичики, основа для постройки, инструкция с кладкой и прочие принадлежности. Как говорит мастер, даже восьмилетний внук за три часа справился: «по-детски, немножко кривовастенько, но смог его собрать без помощи».
Кирпичики обжигаются в печи при 1000–1100 градусах Цельсия. Есть среди них и молоченые кирпичики, то есть вымоченные в молоке — они отличаются более темным цветом. Это старинный рецепт для производства керамики, который использует гончар. Для сосудов он необходим для использования в быту, для кирпичиков — скорее для эстетики.
— После обжига в печи изделие вымачивается в молоке. Молоко напитывается в стенки, и молочный жир забивает мелкие поры. Затем изделие обжигается повторно. Так оно становится влагостойким, — делится секретами производства молоченой керамики Виталий Чернов.
Именно этот рецепт, без окрашивания и покрытия эмалью, позволяет сохранить керамику «живой», по его выражению. Как повествует гончар, в таких изделиях создается особая атмосфера, которая, например, позволяет дольше сохранять продукты свежими.
— В холодильнике чеснок со временем покрывается плесенью. В крынку положил, больше года он лежал — подсох, но плесенью не покрылся, — рассказывает гончар. — Молоко тоже дольше хранится в крынке. Если в стекле оно за пару суток может и в холодильнике прокиснуть, то тут без холодильника может пару суток храниться. Опять же благодаря свойствам стенки.
Гончар рассказывает, что в стародавние времена для каждого вида продукта использовалась своя посуда. И был такой сосуд как опарник, в нем делали тесто без добавления дополнительных дрожжей.
— Вот в старину, допустим, не было же магазинов, хлеб делали сами. Естественно, нужна была опара, — говорит Виталий. — За опарой шли к соседке. Ее складывали в опарник, который предназначался специально для теста. И вот сходили к соседке. Раз взяли, два взяли. И в этом опарнике эти природные дрожжевые грибки заселяются в стенку. И если несколько раз опарником попользовались, потом достаточно было положить туда муку, воду, а дрожжи там уже были. Начинало тесто подходить, и на этом делали хлеб.
Помимо молоченой керамики в мастерской можно встретить и темные, дымлёные изделия.
— Дымлёная, чернолощеная керамика изготавливается следующим путем: горячую глину бросают в горящую закрытую емкость, проходит сложный химический процесс, — поясняет 59.RU Виталий Чернов. — В каждой глине есть присутствие какого-то металла. В основном это окись железа. Идет процесс его восстановления. Появляется металлический блеск, но это всё равно остается керамикой. Это тоже со старины к нам пришло, та же самая борьба с течью, чтобы не пропускала жидкость.
Интересно, что самое востребованное изделие из дымленой керамики в мастерской сейчас — это «ведьминские котелочки». Как говорит Виталий, их пачками отправляют в Москву, Питер, Ижевск, Казань, Воронеж.
— В наше время слово «ведьма» превратили в ругательство, но на самом-то деле ведьма — это женщина, которая «ведает и знает», «ведунья». Ничего плохого в этом нет. Я нейтрально к этому отношусь. Чем это хуже любителей пива? — резюмирует гончар Виталий.
Если вы любите истории про мастеров, то можно также почитать:
про пермячку Александру Вахрину, которая мастерит современные кокошники;
про производство кукольных домиков с малюсенькой мебелью;
про то, как пермяк делает вазы и соусницы из использованных стеклянных бутылок;
про крафтовые острые соусы на основе прикамских ягод;
про то, как пермяк уволился с завода, чтобы делать уникальные деревянные столы и строить дома на деревьях.