Образование Разговоры о важном «Космонавты готовы прославлять свою Родину и укреплять ее могущество»: разбираем новые «Разговоры о важном»

«Космонавты готовы прославлять свою Родину и укреплять ее могущество»: разбираем новые «Разговоры о важном»

Занятие будет посвящено Дню космонавтики

«Разговоры о важном» будут посвящены космосу

«Разговоры о важном» в российских школах проходят с сентября 2022 года. Занятия ведут по понедельникам, тогда же в школах поднимают флаг и включают гимн. Мы уже разбирали «Разговоры о важном» про присоединение Крыма к России, публиковали материал о классном часе про театр им. Станиславского, а недавно писали о занятии про экологию. Все разборы мы публикуем в этом сюжете. Следующие «Разговоры о важном» пройдут 10 апреля и будут посвящены Дню космонавтики.


Тема классного часа у всех классов — «День космонавтики. Мы первые!». Ребята узнают о знаменитых космонавтах, Солнечной системе, современных открытиях, трудностях работы в космосе и о том, что Россия должна оставаться первой в этой сфере, чтобы решать задачи в интересах обороноспособности, безопасности и международного сотрудничества.

1–2-е классы: «Космонавты очень любили свое Отечество, они служили Родине»

Учитель просит ребят посмотреть на детские фотографии Юрия Гагарина, Валентины Терешковой и Алексея Леонова. В детстве они интересовались самыми разными вещами, но объединяет их одно — «когда каждый из них стал взрослым, то посвятил себя служению Родине — стал космонавтом».


Юрий Гагарин пробыл в полете 108 минут, 1 раз облетел Землю, Валентина Терешкова стала первой в мире женщиной-космонавтом и провела на орбите больше двух суток, облетев вокруг Земли 48 раз, а Алексей Леонов первым вышел в открытый космос.


— Космонавты очень любили свое Отечество, они служили Родине, — говорит учитель. — Для нашей страны важно было быть первой в покорении космоса. И сейчас космические исследования также очень нужны для развития страны. Космонавты готовы прославлять свою Родину и укреплять ее могущество.

А еще в космосе побывали животные — собаки. Детям включат мультик: Лайка рассказывает о том, что Земля находится в Солнечной системе вместе с другими планетами. А еще у нашей планеты есть спутник — Луна, но если у Земли спутник один, то у Юпитера целых 92. Настоящая Лайка, кстати, была первым животным, которое побывало на орбите Земли. Собака умерла от перегрева спустя 5–7 часов после старта (об этом ребятам не рассказывают).

Лайка рассказывает ребятам о Солнечной системе

Затем дети узнают о Константине Эдуардовиче Циолковском, которого называют отцом космонавтики, — он разработал первые в мире дирижабль, аэроплан и ракету. Еще один ученый, Сергей Павлович Королёв, придумал практическую космонавтику. Благодаря инженеру-конструктору на орбиту Земли запустили первый искусственный спутник.


После этого ребята решают викторину, затем смотрят видеообращение космонавта Дмитрия Петелина — он записал им ролик, находясь на МКС. Космонавт говорит, что эту профессию он мечтал получить еще в школе.

Дмитрий Петелин находится прямо на МКС, в своем первом космическом полете


— В первую очередь каждый космонавт трудится на благо своей Родины! — подытоживает учитель.


В конце занятия ребята повторяют изученное, а педагог благодарит их за занятие.

3–4-е классы: если развивать талант, можно принести пользу своей стране


Ребята постарше смотрят на фотографии других известных ученых — Михаила Васильевича Ломоносова, Константина Эдуардовича Циолковского и Сергея Павловича Королёва. Все они были первопроходцами в исследовании космоса. Например, Ломоносов первым увидел атмосферу на Венере, Циолковский придумал «ракетный поезд» (прообраз современных ракет) и предложил четыре схемы ракетного корабля.

Ребята смотрят видео с Лайкой, затем учитель рассказывает им о планетах Солнечной системы и Сверхпустоте Эридана — самом холодном месте во Вселенной.

Затем — блок о космонавтах Юрии Гагарине, Валентине Терешковой, Светлане Савицкой (первой женщине в открытом космосе) и актрисе Юлии Пересильд, которая первая снялась в фильме в космосе. У космонавта, по словам педагога, должно быть крепкое здоровье, а еще он должен любить свою Родину.

Еще космонавты ставят разные эксперименты. О них детям на видео рассказывает космонавт Анна Юрьевна Кикина. На видео она признается, что рада родиться в России.

Анна Кикина говорит, что она очень рада приносить пользу России

— Я очень рада своему пути, по которому иду. Конечно, я рада, что приношу пользу своей стране, решая задачи в своей профессиональной деятельности, — говорит Кикина.

Она рассказывает об исследовании брюшной полости, микроводорослей, медицинских исследованиях прямо в космосе. После просмотра ролика — викторина.

Викторину проводит все та же Лайка

В завершении занятия — мотивирующие слова от учителя:


— Каждый может найти занятие, которое его заинтересует. А если вы будете развивать свой талант, тренироваться, изучать то, что вам интересно, то обязательно станете первыми в своем деле и принесете пользу своей стране, как наши ученые и космонавты, о которых мы сегодня с вами говорили, — подытоживает педагог.

5–7-е классы: «Россия остается одной из ведущих мировых космических держав»

Учитель включает детям «звуки космоса», но добавляет: в космосе в условиях вакуума звуки не распространяются.

— Нашими ушами во Вселенной являются радиотелескопы, — объясняет учитель. — Именно с их помощью мы сейчас услышали «космические мелодии» Полярного сияния, Черной дыры, Солнца и магнитосферы Юпитера.

Затем ребята смотрят небольшой ролик о достижениях России: в 1961 году советский летчик Юрий Гагарин впервые полетел в космос, в 1965 году Алексей Леонов вышел в открытое космическое пространство, а в 1984 году этот подвиг повторила Светлана Савицкая.

Россия, по словам диктора, первая в космических достижениях

— Спустя 62 года с момента полета человека в космос Россия остается одной из ведущих мировых космических держав, — говорит диктор. — Например, одна из крупнейших глобальных систем спутникового геопозиционирования ГЛОНАСС принадлежит именно нашей стране. А запущенный в 2019 году российско-немецкий космический аппарат «СПЕКТР-РГ» помогает ученым всего мира составить полную карту Вселенной.

А в перспективе российские космонавты хотят создать научно-исследовательскую базу на Луне, доставить грунт с Марса и изучить Юпитер.


Большинство космических рекордов принадлежит России, говорит учитель. Например, сейчас на орбите работает российский телескоп Спектр-РГ, который изучает Вселенную, а специалисты Роскосмоса разрабатывают спутниковую группировку «Сфера». Она должна исследовать Землю, чтобы прогнозировать погодные явления, обеспечивать работу умного дома, карт сотовых телефонов и т. д.

— На замену Международной космической станции в будущем придет Российская орбитальная станция, — говорит педагог.

Все это невозможно без космонавтов. О том, кто может стать космонавтом и с какими сложностями сталкиваются кандидаты, рассказывает детям летчик-космонавт Олег Артемьев.

Олег Артемьев говорит, что сам ждал полета в космос 11 лет

Космонавтом может стать любой, говорит мужчина. Для этого надо отправить заявление в «Роскосмос» — в Центр подготовки космонавтов. Космонавт должен сдать порядка 150 экзаменов и зачетов по различным предметам, но, несмотря на сложность, самое трудное — это ожидание полета.

Затем ребятам рассказывают о критериях отбора в космонавты, космических профессиях будущего и о том, что Россия сейчас сняла фильм «Вызов» — прямо на МКС. О съемках детям рассказывает актриса, снявшаяся в «Вызове», Юлия Пересильд.

Юлия Пересильд провела на МКС 12 дней

— Мы провели на МКС 12 дней, и все это было бы невозможно без команды опытных космонавтов, — рассказывает ребятам актриса. — Они в рекордные сроки подготовили наш экипаж к полету, отвечали на все вопросы, были приветливы и добры, несмотря на всю нашу неопытность.

В конце классного часа учитель рассказывает ребятам о проектах и конкурсах, связанных с космосом, — о Международном аэрокосмическом фестивале, программе «Дежурный по планете», конкурсе «Космос» и образовательном проекте Space-π.

8–9-е классы: космические технологии позволяют контролировать состояние высоток Москва-Сити и Крымского моста


Здесь занятие начинается с рассказа о космических аппаратах: ракете-носителе с кораблем «Восток-1», на котором в 1961 году Юрий Гагарин отправился в космос, комплексе «Ангара» и корабле будущего, изображение которого сгенерировала нейросеть.

В основной части классного часа ребятам включают ролик о достижениях России в космосе, а затем учитель предлагает определить, какое из событий произошло в прошлом, настоящем или будущем. Например, первый выход в космос произошел в прошлом, а полет на Луну на корабле «Орёл» только состоится.

Космонавтика, говорит диктор, для наших летчиков стала не просто профессией, а призванием

Затем ребята разглядывают фото космонавтов и вспоминают, знают ли их, смотрят видео с Анной Кикиной, а учитель объясняет, как космические технологии помогают в жизни. Они, например, помогают контролировать состояние высоток Москва-Сити, Крымского моста и башни Газпрома в Санкт-Петербурге. Еще один блок — о космических профессиях настоящего и будущего (инженере-космодорожнике, космогеологе, менеджере космотуризма и т. д.).

Перед ребятами появляются девять фото космонавтов

Чтобы стать космонавтом, надо много учиться и начинать уже сейчас — поэтому учитель рассказывает детям о проектах и конкурсах, связанных с космосом.

10–11-е классы и студенты: развитие космической отрасли для обороноспособности и безопасности

В начале по картинкам ребята должны угадать, какое словосочетание зашифровано в иллюстрации.

А вы бы отгадали, что зашифровано в картинках?

Затем с Днем космонавтики ребят поздравляет гендиректор «Роскосмоса» Юрий Борисов. Он подчеркивает, что у молодого поколения огромное количество возможностей для реализации себя в космической отрасли. У каждого, по словам Юрия Борисова, есть возможность связать себя с космосом, главное — не переставать учиться и мечтать.

— Именно с мечты начинается дорога в космос, дорога в будущее! — заканчивает речь гендиректор «Роскосмоса».

Юрий Борисов обращается к старшеклассникам и студентам

После обращения гендиректора «Роскосмоса» ребята так же, как и предыдущее классы, вспоминают известных космонавтов и узнают про космические профессии, а потом смотрят ролик о «Роскосмосе» (видео длится 11 минут, но учитель включает его с 7-ой минуты).

— Сегодня у России три основных «семейства» ракет-носителей: огромный «Протон» — он выводит на орбиту «тяжелые» космические аппараты, модули и станции, «Союз» — эти ракеты доставляют в космос спутники полегче, а также космонавтов к Международной космической станции и «Ангара» — это семейство самое новое. Еще один стартовый комплекс на Восточном создается как раз-таки для них, — рассказывает ведущий.

«Протон» выводит на орбиту «тяжелые» космические аппараты, станции и модули


— Мы с вами живем в интересное время, время, когда космические путешествия стали гораздо ближе, чем раньше, — подытоживает ведущий. — Мы продолжаем смотреть в небо в надежде, что где-то там мы сможем найти ответ на вечный вопрос, терзающий человечество, — «Откуда мы и куда идем?».

После просмотра ролика учитель спрашивает, зачем России нужно оставаться первой в космической отрасли. Выслушав ответы учеников, педагог отвечает на вопрос:

— Развитие имеющегося космического потенциала позволит решать стратегические задачи в интересах обороноспособности, безопасности, социально-экономического развития страны, науки и международного сотрудничества, обеспечения гарантированного доступа и необходимого присутствия России в космическом пространстве.

Старшим классам и студентам колледжей рассказывают о пользе освоения космоса. Например, только в невесомости можно изучать вакцины, нужные компоненты которых на земле оседают на дно, или получать вещества с улучшенными свойствами.

В конце занятия ребятам рассказывают о том, где можно получить профессию, чтобы работать в космической отрасли.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем