Дольше семнадцати лет в Перми продолжаются судебные споры из-за машзавода имени Дзержинского и его банкротства. Очередной иск в процессе поступил от Генпрокуратуры РФ: ведомство настаивает, что ЗиД должен быть государственным. Из-за этого уже приостановили продажу имущества предприятия.
Как получилось, что работающий на оборонку завод оказался в плачевном положении? Коротко вспоминаем историю ЗиДа и разбираемся, что с ним происходит сейчас.
Как жил ЗиД до начала нулевых
Завод, которому позже дали имя революционера Феликса Дзержинского, появился еще в 1859 году. Вплоть до начала ХХ века здесь строили пароходы, с 1920-х предприятие стало машиностроительным. Но еще раньше, в 1915-м, оно начало работать на оборонку. Во время Первой мировой и Великой Отечественной войн это направление было основным, в остальное время — одним из главных.
С 1924 года завод выпускал сепараторы: сначала — для молока, затем — для корабельного дизтоплива и минеральных масел (именно такую маслоочистительную машину использовали в 1950-х на атомном ледоколе «Ленин»). С 1955 года главным хитом ЗиДа стали бензопилы «Дружба», запущенные в массовое производство. Они пользовались бешеной популярностью не только в Советском Союзе (и позже в России), но и за рубежом. В линейке выпускаемой продукции были и неожиданные позиции, например, электрохирургические приборы и электронная система голосования для Госдумы.
Банкротство: начало
Середина 2000-х стала переломной в истории ЗиДа: в марте 2006 года запустили процедуру его банкротства. Через два года закрылось производство бензопил, потом пришел черед медицинской аппаратуры и электрохирургических приборов. Площади завода постепенно распродавались, но завод продолжал работать — в основном, по оборонзаказам. Также удалось сохранить еще одно «заводообразующее» направление — выпуск сепараторов.
Конечно, объем производства серьезно снизился. Уже в 2004-м сотрудники выходили на смены лишь три раза в неделю. К моменту объявления о банкротстве долги завода за коммуналку составляли более 33 миллионов рублей (именно из-за них ввели процедуру внешнего наблюдения), работникам предприятие задолжало более 60 миллионов. Сумма неуплаченных налогов превышала 250 миллионов рублей.
Хищения и суды
Разобраться с банкротством «по-быстрому» не удалось: процедура затянулась на семнадцать с лишним лет. За эти годы ЗиД поменял не одного управляющего. Большинство из них принесли предприятию новые проблемы и судебные разбирательства.
Первым стал гендиректор завода Владислав Петенко: он угодил в фигуранты дел о мошенничестве (связанным с ремонтом в 2002 году) и уклонении от налогов в особо крупном размере.
Каждый следующий руководитель ЗиДа обвинял предшественников в растратах и неумелом руководстве. Так, Александр Иванов озвучил, что в 2007–2009 годы предприятие лишилось около миллиарда рублей из-за распродажи по бросовым ценам и передачи на безвозмездной основе имущества: стадиона «Дзержинец», типографии и медсанчасти № 5, а также промплощадок. Фигурантами этого дела были не только первый конкурсный управляющий Евгений Лысов, но и исполнительный директор завода Денис Бронников, экс-председатель совета директоров Артур Васильев и бизнесмен Владислав Шинкевич.
Самому Иванову позднее также предъявляли претензии из-за того, как он управлял заводом и вносил обязательные платежи. В частности, его требовала отстранить ФНС (Александр Иванов в итоге все-таки ушел).
Два самых громких дела завершились реальными сроками. В 2016 году к четырем годам в колонии общего режима и штрафу в 500 тысяч рублей приговорили бывшего замдиректора ЗиДа Олега Комарова. Суд вынес такой приговор из-за кредиторской задолженности предприятия в сумме более 600 миллионов рублей, которую всего за пять миллионов рублей выкупило ООО «НПФ "Эксперт"».
Бывший исполнительный директор завода Егор Заворохин в 2019 году получил семь лет лишения свободы за хищение почти 144 миллионов рублей. Большая часть этой суммы — переплата за тепло: ЗиД перевел деньги за такое количество тепловой энергии, которое никак не могло быть выработано.
Круглосуточная работа и продажа завода
Осенью 2022 года на фоне СВО многие оборонные предприятия страны перешли на круглосуточный режим работы. В их числе оказался и ЗиД, где выпускают комплектующие для ракет. На тот момент на заводе трудились более 600 человек. Чтобы обеспечить работу в три смены, завод даже объявил о дополнительном наборе сотрудников.
При этом в августе 2022-го кредиторы предприятия решили выставить его имущество на продажу единым лотом. Начальная цена превышала 4 миллиарда рублей. В апреле 2023-го стали известны итоги торгов: Пермский завод имени Дзержинского продали московской компании «ПСК "Спецпроектстрой"» за 725 миллионов рублей, то есть сумму снизили почти в шесть раз.
Против реализации имущества завода (да еще и за такие маленькие деньги) выступил Минпромторг (один из учредителей) и бывшие сотрудники ЗиДа, которые выходили на одиночные пикеты с плакатами «Продавцов ЗиД под суд за госизмену» и «Снаряды — фронту, ЗиД — государству». Сделку в результате не завершили, но по другой причине — покупателя лишили лицензии на работу с секретной информацией, а для завода оборонного сектора этот допуск обязателен.
Реестровая кредиторская задолженность предприятия — около 400 миллионов рублей — заставила конкурсного управляющего (на протяжении последних трех лет им является Лев Шляпин) в сентябре вновь выставить имущество ЗиДа на продажу. Но вскоре процедуру приостановили из-за иска Генпрокуратуры РФ: ведомство потребовало всё изъять и передать государству (по факту ЗиД и сейчас государственный, но в результате продажи может перейти в частные руки). Сейчас этот иск рассматривают в краевом арбитражном суде в рамках общего большого процесса, связанного с банкротством завода. Очередное заседание — сегодня, 18 октября.
Ранее мы публиковали подробную историю машзавода имени Дзержинского, начиная с середины XIX века.