В канун Нового года десятки пермяков отравились салатами, купленными в пекарнях «Хлебница». По данным Роспотребнадзора, у заболевших выявили сальмонеллез. Кому принадлежат пекарни и были ли раньше претензии к ним у разных ведомств, разбираем в нашем материале.
Франшиза из Удмуртии
Павильоны и магазины с вывесками «Хлебница» можно увидеть в разных городах страны. Все они открыты по франшизе: под общим брендом работают разные предприниматели в регионах России. Проект запускали и за рубежом — в Турции и Китае, но там было всего несколько точек, и они уже закрылись.
Сеть пекарен появилась в Удмуртии больше десяти лет назад. Ее основал выпускник Ижевского механического института Андрей Гейко, который на тот момент был связан со сферой IT и не имел никакого отношения к торговле продуктами и их производству. Первую «Хлебницу» он открыл в ноябре 2014-го в Ижевске. Как объяснял сам Гейко в нескольких интервью, направление бизнеса не имело значения: он искал вариант, который позволил бы построить сеть и за короткий срок вернуть вложенные деньги.
По информации с сайта сети «Хлебница», сегодня ее пекарни размещаются в 38 городах — от Брянска до Ярославля, включая Москву и Санкт-Петербург. Головное ООО — «Корпорация Хлебница» — зарегистрировано не в Ижевске, а в Москве. Но офис по продаже франшиз все-таки находится в столице Удмуртии.
Выручка корпорации в последние несколько лет росла — об этом говорят данные сервиса «Контур.Фокус». В 2021 году компания заработала почти 78 миллионов рублей, в 2022-м — 96 миллионов, а в 2023-м — 146 миллионов рублей (более свежих итогов пока нет). ООО возглавляет Андрей Гейко, он же является конечным владельцем почти двух третей компании (63%). У его бизнес-партнеров Андрея Власова и Михаила Королева — доли 27% и 10% соответственно.
«Хлебница» — далеко не единственный бизнес Андрея Гейко. К примеру, в 2022 году он стал единственным акционером литейно-механического завода в Балезино. Гейко является основным владельцем (78%) Сарапульского завода растительных масел. Кроме того, ему полностью принадлежит ижевская компания по продаже экскаваторов «Айглобал» (все компании — в Удмуртии). Общая выручка всех компаний Андрея Гейко в 2023 году составила 1,7 миллиарда рублей.
Пекарни в Перми
В Перми сеть пекарен развивают кировское ООО «Витрина» и ИП Юлия Гагарина. «Хлебницы» выглядят одинаково, но у них разные владельцы. В числе учредителей первой компании — уже упомянутые выше Андрей Гейко и Михаил Королев. По делу об отравившихся покупателях они не проходят — сальмонеллезные салаты пермяки купили в пекарнях ИП Гагариной.
У сети «Хлебница» необычный подход к управлению франшизой: компания старается не работать с абсолютно чужими людьми. Договор о партнерстве заключают с предпринимателями, за которых кто-то поручился. Связующее звено между Юлией Гагариной и «Корпорацией Хлебница» — Алексей Гагарин, предположительно, ее муж. С 2017 по 2021 год он был владельцем, а потом ликвидатором ООО «Хлебница — Пермь». Пекарни работали в Перми, но компания была зарегистрирована в Ижевске. При этом сначала основная доля (90%) принадлежала совладельцу корпорации Андрею Власову, но через несколько лет бизнес полностью перешел Гагарину.
Юлия Гагарина оформила ИП в декабре 2020-го, ровно через год ликвидировала его, а в июле 2022-го зарегистрировала новое малое предприятие. Именно оно сейчас занимается пекарнями «Хлебница», в том числе теми, что продавали опасный салат.
Для работы с продуктами нужны сертификаты соответствия, и у ИП Гагариной они имеются. Есть сертификаты на мучные кондитерские изделия (кексы, рулеты и так далее), разнообразные булки и пироги, морсы, а также на готовые салаты и закуски. В последнем документе перечислено огромное количество позиций, включая «Мимозу», — пострадавшие пермяки рассказывали 59.RU, что ели именно этот салат.
Проверки пекарен
У ИП Гагариной более тридцати пекарен в Перми. За последние два года они несколько раз привлекали внимание специалистов разных ведомств. Информация по этому поводу опубликована на сайте Единого реестра проверок. Уточним: в выводах сотрудников этих ведомств не было ни слова о сальмонеллезе.
В августе 2024-го пермской предпринимательнице вынес предостережение Роспотребнадзор: в пекарне на Куйбышева, 33 не был промаркирован клюквенный морс (а это обязательно). Проверку провели по обращению покупателя — он отправил в Роспотребнадзор чек после покупки морса.
В апреле 2024-го из-за той же пекарни на Куйбышева Юлии Гагариной объявила предостережение краевая госинспекция по охране объектов культурного наследия. Сотрудники инспекции предупредили владелицу «Хлебницы», что на старинном здании запрещено размещать какую-либо рекламу. А на окнах пекарни они увидели надписи «Печем по бабушкиным рецептам», «Хорошего дня, приходите в „Хлебницу“» и бумажные листовки с объявлениями о вакансиях.
В августе 2023-го Роспотребнадзор предостерег, что при реализации продуктов недопустимо нарушать обязательные требования к ним. Адрес пекарни, где зафиксировали такое нарушение, на сайте не указан.
В марте того же 2023 года Роспотребнадзор отреагировал на жалобу покупателя, которого не устроил вкус блинчиков с творогом и изюмом. Ведомство предупредило, что необходимо соблюдать условия и сроки хранения продуктов.
Что происходит сейчас
Из-за массового отравления пермяков Следственный комитет региона еще в каникулы возбудил уголовное дело по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Следователи осматривают пекарни, допрашивают потерпевших. Ситуацию контролирует краевая прокуратура.
Еще 7 января исполнительный директор «Хлебницы» Ксения Троицкая комментировала 59.RU, что заражение произошло не на производстве, а у поставщиков — на мясокомбинате и птицефабрике. Тем не менее в «Хлебницах» ИП Гагариной тогда перестали продавать салаты. А четыре пекарни и вовсе закрыли по решению суда на срок от 30 до 90 суток: это коснулось филиалов на Мира, 89 и 106, на Куйбышева, 65 и Парковом, 9в. Кроме того, временно прекратил работу заготовочный цех на Емельяна Ярославского.
В разных районах Перми закрываются и другие «Хлебницы» — те, которые не перечисляли в судебных постановлениях. А поздним вечером 10 января следком по Пермскому краю сообщил о задержании руководства сети пекарен — ИП Юлии Гагариной и исполнительного директора Ксении Троицкой. Обеим предъявили обвинения по уже упомянутой выше статье об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Причем с уточнением: по предварительному сговору. Максимальное наказание, которое им грозит, — штраф до 500 тысяч рублей, принудительные работы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до шести лет.
11 января Свердловский районный суд отправил обеих задержанных — Юлию Гагарину и Ксению Троицкую — под домашний арест до 9 марта.
Ранее мы публиковали рассказы пермяков, угодивших в больницу из-за салатов из «Хлебницы».