Образование Разговоры о важном подробности Передает традиционные духовно-нравственные ценности. Новые «Разговоры о важном» посвятят отечественному кино

Передает традиционные духовно-нравственные ценности. Новые «Разговоры о важном» посвятят отечественному кино

Ребятам расскажут о советских и современных фильмах

Ребятам расскажут как о советских фильмах и мультфильмах, так и о современных

«Разговоры о важном» 16 октября посвятят 115-летию российского кино. Младшие школьники вспомнят советские мультфильмы, во всех классах учитель много времени уделит современному кино, а студентам расскажут об образе героя в отечественном кинематографе — он воплощает «все национальные ценности»: истину, поиски смысла жизни, надежду, спасение, приоритет духовного над материальным, милосердие, патриотизм и гражданственность. Мы разобрали методички и подробно рассказываем, о чем побеседуют с ребятами.

1–4-е классы: советские мультфильмы


Учитель объявляет тему занятия и говорит, что «история нашего отечественного кинематографа продолжается». Начиналось всё в 1908 году, когда был снят первый русский фильм. Детям включают видеообращение Карена Шахназарова, который почти 25 лет возглавляет киностудию «Мосфильм» (на момент написания материала ролик еще не был опубликован на сайте «Разговоров о важном»).

Именно на «Мосфильме» сняли многие известные фильмы, например «Кавказскую пленницу» (6+) и «Белое солнце пустыни» (16+). Ученики начальных классов должны ответить, смотрели ли они эти картины и слышали ли эти названия. Затем детям включают еще один ролик.

Видео коротко расскажет об истории кино

Диктор рассказывает, что слово «кино» произошло от «кинематографа».

— Так называли изобретение братьев Люмьер, благодаря которому можно было снимать и показывать движущиеся картинки, — говорят детям. — Как раз «кино» и использовалось для названия этого аппарата. А уже после так стали называть само искусство, которое и по сей день дарит нам невероятные впечатления и эмоции.


Советское кино зародилось в 20-е годы прошлого века, говорит диктор. Тогда же появились первые национальные киностудии и появились режиссеры, внесшие огромный вклад в мировой кинематограф. Например, режиссер Сергей Эйзенштейн в своем фильме «Броненосец "Потемкин"» (0+) смог сделать так, чтобы в черно-белом кино появился красный флаг. В 1968 году картина стала «Лучшим фильмом всех времен и народов». Еще один известный режиссер — Александр Роу. На его знаменитых сказках выросли поколения российских детей.

Узнаете бабушку? Именно с ее слов начинались сказки Александра Роу

С советских времен кинопроизводство серьезно изменилось, говорит диктор, но «и сегодня оно активно развивается в самых разных жанрах и продолжает будоражить воображение и фантазию».

После просмотра ролика — игра. Ребята должны угадать героя мультфильма по его знаменитой фразе, продолжить песенку или узнать мультик по стоп-кадру. Все мультфильмы, которые используются в игре, советские: «Приключения кота Леопольда» (0+), «Малыш и Карлсон» (0+), «Приключения Буратино» (0+), «По щучьему велению» (0+), «Снежная королева» (0+) и другие.

«Это ты ревешь или я реву?»

По словам педагога, создание мультфильма — сложная работа. В ней принимает участие целая команда: режиссер, сценарист, композиторы, артисты, которые озвучивают персонажей, и художники, которых в студии может быть не меньше десяти.


В конце разговора ребята должны подумать о будущем кино и нарисовать свою эмблему к 115-летию российского кино.

5–7-е классы: «Задумываясь над фильмами, мы можем лучше понять самих себя»

Учитель спрашивает, любят ли ребята кино и какие их любимые фильмы и мультики. В методичке написано, что акцент нужно сделать на возможности узнать что-то новое или задуматься над проблемой при просмотре кино. Затем детям включат обращение Карена Шахназарова.

Ребята отвечают, можно ли сказать, что искусство кино — «всегда разговор о прошлом», приводят примеры картин о настоящем и будущем России и задумываются над тем, какими средствами искусство кинематографа может донести серьезные и важные идеи, связанные с нашим пониманием мира и представлениями о будущем.

— Верно, кино является одним из наиболее эффективных способов передачи информации о стране и ее культуре, — подытоживает педагог. — Оно позволяет зрителям увидеть мир глазами других людей, узнать об их образе жизни, ценностях и взглядах на жизнь.

Электроник хочет стать человеком

Пример такого фильма — «Приключения Электроника» (6+). Ребятам показывают фрагмент из фильма, а учитель цитирует диалог Электроника и профессора Громова:


— Пойми! Ты требуешь невозможного!
— Я хочу стать человеком! Что же здесь невозможного?

Дети должны подумать, связан ли это диалог с современностью.

Задумываясь над фильмами, мы можем лучше понять самих себя, соотнести свои поступки с поступками героев, проанализировать и свое поведение, и то, как ведут себя герои фильма, правильно ли они поступают, — говорит педагог. — Многие хорошие фильмы помогают нам, зрителям, развиваться как личностям, осознавать свое место и свою значимость в мире, лучше узнавать нашу страну, ее историю и ощущать гордость за ее достижения.

Основная часть классного часа посвящена истории российского кино и знаменитым картинам. О советском кино подробнее расскажет видео.

Ролик коротко рассказывает о российском кино

Советское кино зародилось в 1920-е годы. Тогда же появились знаменитые режиссеры. Например, Дзига Вертов изобрел прием скрытой камеры. В 1931 году вышел первый звуковой фильм «Путевка в жизнь» (12+) — он получил награду I Международного кинофестиваля в Венеции за лучшую режиссерскую работу.


В начале Великой Отечественной наше кино решало важную задачу — вселить в людях уверенность в победе, — говорит диктор.

Потом наступил мир, и кино начало меняться. Во всём мире стали известны фильмы «Летят журавли» (12+), «Война и мир» (16+), советскому зрителю полюбились картины Эльдара Рязанова и Леонида Гайдая.

«Какая гадость, какая гадость эта ваша заливная рыба!»

Позже появились первые фильмы-катастрофы и боевики, а лучшими детскими фильмами стали «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (6+), «Приключения Электроника», «Гостья из будущего» (6+) и другие.

Следующий блок посвящен спецэффектам в кино. Ребята должны угадать, как режиссерам, операторам и актерам удавалось добиться тех или иных спецэффектов. Правильные ответы — в видеороликах.

Чтобы окрасить флаг в красный цвет, Эйзенштейн раскрашивал его в каждом кадре

Оказывается, чтобы в черно-белом «Броненосец "Потёмкине"» появился красный флаг, режиссер Сергей Эйзенштейн сам раскрашивал его в каждом кадре, а в фильме «Александр Невский» (6+), чтобы сделать лед, реквизиторы использовали большие куски пенопласта, посыпали поверхности солью, а асфальт заливали жидким стеклом.

В фильме «Александр Невский» лед сделан из пенопласта

Затем педагог предлагает ребятам почувствовать себя актерами. Дети разыгрывают несколько сценок, но при этом используют как можно меньше слов — «Чем больше артист — тем больше у него пауза».

В заключение педагог говорит, что судьба фильма зависит не только от его создателей, но и от зрителей, потому что при создании картины команда ориентируется именно на них.

Так давайте смотреть наши российские фильмы и делиться своими впечатлениями, — призывает детей педагог и предлагает завести интернет-дневник, в котором ребята будут писать о просмотренных фильмах и о том, почему их стоит посмотреть.

8–9-е классы: современное кино

Начинается занятие так же, как и у 5–7-х классов: дети смотрят видеообращение Карена Шахназарова, приводят примеры кино, рассказывающего о настоящем и будущем России, смотрят отрывок из фильма «Приключения Электроника» и думают, как создавались спецэффекты в советское время.

Отдельный блок занятия учитель посвятит современному российскому кино. Сначала ребята играют в игру «Правда — вымысел». Учитель спрашивает, правда ли, что для съемок фильма «Чебурашка» (6+) было использовано шесть тонн апельсинов (нет, падение апельсинов с неба — компьютерная графика), действительно ли «Вызов» (12+) — первый в мире фильм, снятый на Международной космической станции (это действительно так) и т. д.

Фоли-артист записывает звуки окружения для кино

После этого разговор зайдет о кинопрофессиях. Дети угадывают, чем занимается каждый специалист. Например, гафер руководит командой осветителей, отвечает за освещение в кадре и работу оборудования, а фоли-артист записывает звуки окружения для кино.

В конце классного часа педагог тоже говорит о важной роли зрителя в создании кино и предлагает детям смотреть российские картины.

10–11-е классы: кинопрофессии

Вступительная и заключительная части занятия у старшеклассников такая же, как у 8–9-х и 5–7-х классов, поэтому разберем основную. Ребятам включают фильм о съемках «Чебурашки», после просмотра дети озвучивают кинопрофессии, представители которых появляются в фильме. Педагог должен проверить этот список и дополнить ответы ребят.

В фильме — рассказ о том, как снимали «Чебурашку»

В кадре появляется режиссер фильма Дмитрий Дьяченко, продюсер Эдуард Илоян, оператор, актеры, бум-оператор и дольщик. Учитель объясняет: режиссер отвечает за все важные аспекты кинопроизводства, выбирает актеров, сценариста, оператора и других членов команды, продюсер готовит съемочный процесс, оператор отвечает за технические стороны фильма и создание визуальных эффектов. Бум-оператор, о котором дети наверняка не слышали, держит микрофон на длинном шесте, а дольщик монтирует на площадке специальные рельсы и слайдеры для камеры, ставит на них тележку, а во время съемок толкает ее вместе с оператором.


Оказывается, в фильме не показали гримера, художников по костюму, звукооператора, осветителя (гафера), видеомонтажера и специалистов компьютерной графики. Подробнее педагог рассказывает детям о работе гримера.

В эпоху черно-белого кино, говорит учитель, гримеров не было. Грим выполнял единственную задачу: нужно было сделать так, чтобы лицо актера не превратилось в белое пятно. С этим справлялись и сами актеры. Со временем гримировать актеров стали профессионалы. Вершиной мастерства, по словам педагога, считается сделать такой грим, чтобы его не было видно. Такая работа показана в советском фильме «ТАСС уполномочен заявить» (12+).

Работа гримера в фильме «ТАСС уполномочен заявить»

— По сюжету фильма агент ЦРУ при его задержании в Москве покончил с собой, но поскольку в США об этом еще не успели узнать, было принято решение загримировать советского разведчика под скончавшегося агента ЦРУ с целью задержания еще одного американского шпиона, — пересказывает сюжет учитель и включает ребятам отрывок из фильма — фрагмент, в котором происходит перевоплощение советского разведчика в агента ЦРУ.

Затем старшеклассники предполагают, чем закончился фильм и удалось ли разведчику обмануть ЦРУ.

Студенты колледжей и техникумов: «Отечественное кино передает наши традиционные ценности»

Педагог озвучивает тему занятия и обозначает отличительные черты отечественного кино: «гуманизм, пристальное внимание к человеку, его духовным исканиям, высокие нравственные идеалы, эстетическое совершенство». Именно поэтому, говорит учитель, наше кино признано во всём мире. Затем студентам включают видео.

Студентам покажут видео о появлении кино и «Золотом фонде»

Человечество, говорит диктор, всегда пыталось «оживить» изображение. «Настоящий прорыв» случился, когда Алексей Бестужев-Рюмин обнаружил, что под воздействием солнечного света растворы солей железа изменяют цвет, и появились фотографии. После этого мир пытался оживить не просто изображение, а фото. В 1895 году братья Люмьер создали кинематографию.


Но первый в истории кинематографа документальный репортаж был снят в Российской Империи, — говорит диктор.

Первый фильм-репортаж снят в Российской Империи

Сначала кино было немым, а реплики героев передавали титры. Кинематограф «заговорил» только спустя десятилетие. Еще одно важное событие в мире кинематографа — съемка документальной картины Дзиги Вертова. Он «превратил рассказ о строящихся заводах Донбасса в визуальную и шумовую симфонию нового мира» и впервые записал настоящий звук вместе со съемкой непостановочной картинки.

Мэтром игрового кинематографа стал Сергей Эйзенштейн. Он создал современный киноязык, научил киноиндустрию искусству монтажа и предвосхитил компьютерную графику.


Российский кинематограф всегда был, есть и будет неотъемлемой частью мировой культуры, — говорит диктор. — Уникальный, разный, новаторский и удивительно точный киноязык великих российских кинематографистов во все времена открывает миру живительную силу искусства, доносит эмоции, чувства, традиции и наши общие духовно-нравственные ценности, являясь важнейшим культурно-историческим наследием каждого россиянина.

После просмотра студенты отвечают, зачем им нужно знать об отечественном кинематографе и помогут ли им эти знания в развитии и самореализации.


Отечественное кино — неотъемлемая часть российской и мировой культуры, передающая традиционные духовно-нравственные ценности, великое культурно-историческое наследие, — говорит педагог, а после этого предлагает ребятам назвать фильмы «Золотого фонда» России и имена их режиссеров.

Студентам показывают список самых известных советских фильмов

Затем студенты пытаются охарактеризовать образ главного героя в отечественном кинематографе. По словам педагога, в нем воплощены «все национальные ценности»: истина, вера, жизнь человека, поиски смысла жизни, надежда, спасение, любовь, достоинство личности, приоритет духовного над материальным, добро, милосердие, патриотизм, героизм, гражданственность, служение обществу, взаимовыручка, братство, коллективизм, дружба, ответственность, справедливость, бескорыстие, красота, природа, труд и высокий профессионализм.

После войны чаще стали снимать фильмы на патриотические темы

Со временем в отечественном кино менялись типы героев и темы. В 50-е годы 20-го века основной темой становится патриотизм, окрашенный человечностью и лиризмом, в 60-е годы появляется новый тип героя, испытывающего духовные и любовные переживания, решающего проблему «отцов и детей». В 70-е годы фильмы показывали героев со сложной судьбой, людей, преодолевающих жизненные трудности, 80-е подарили отечественному кино героев, задумывающихся о смысле жизни, а 90-е — стремящихся к правде.

Отечественное кино передает наши традиционные ценности, великое культурно-историческое наследие, отображает то, что объединяет нас как нацию, — говорит педагог. — Познание кино нужно каждому из нас для развития и самореализации.

Затем — разговор о кинопрофессиях, любимых фильмах ребят и просмотр видеоролика с мнением эксперта (на момент написания материала видео еще не появилось на сайте).

На прошлых «Разговорах о важном» с ребятами побеседовали о конфликтах и травле. Занятие посвятили Всемирному дню психического здоровья. Редакция 59.RU заранее изучает методички к занятиям и публикует материалы в специальном сюжете на сайте.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем