22 мая по всей стране прошли последние в этом учебном году «Разговоры о важном». Каждую неделю мы публиковали разбор методичек в специальном сюжете: перед ребятами на видео выступали Валентина Матвиенко, Иван Охлобыстин, Сергей Кравцов, Никита Михалков, инок Киприан и другие. Матвиенко рассказала детям о Конституции, Охлобыстин сравнил женщину с грибницей, а монах сказал, что служить нужно Отечеству и Богу. На занятиях много говорили о патриотизме, рассказывали о государственных праздниках и то и дело высказывались о спецоперации. Мы решили вспомнить самые нашумевшие темы «Разговоров о важном» за прошлый учебный год.
О Дне Конституции: «Конституция — максимально очеловеченный документ»
12 декабря «Разговоры о важном» были посвящены Дню Конституции. Видеообращение к ребятам записала Валентина Матвиенко — председатель Совета Федерации Федерального собрания РФ.
Политик рассказала, что Конституция — это основной закон жизни в России. Наше государство, согласно документу, является правовым, социальным и независимым и состоит из 89 регионов (в том числе из недавно присоединенных территорий). В Конституции можно найти информацию о независимых судах, правах и свободах каждого, о нашей безопасности и традиционных семейных ценностях, о справедливости и уважении к человеку.
Каждый должен стремиться больше узнать о Конституции, о положениях закона, «проникнуться его духом, понять смысл».
— Российская Конституция — максимально очеловеченный, если можно так выразиться, документ… — высказывалась Валентина Матвиенко.
Согласно методичке, учитель на этом уроке должен был рассказать, что все в России, включая самого Владимира Путина, подчиняются Конституции и что вместе с правами мы получаем и обязанности: мы должны «соблюдать законы, уважать других людей, защищать нашу страну, бережно относиться к природе и историческим памятникам». По словам педагога, «президент — самый главный в нашей стране, потому что так решил народ, и это правило записано в Конституции Российской Федерации».
«Президент — самый главный в нашей стране, потому что так решил народ, и это правило записано в Конституции Российской Федерации»
Ребятам постарше рассказали о поправках в Конституцию от 2020 года. Тогда установили, что Россия, «объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признаёт исторически сложившееся государственное единство».
Учитель должен был спросить детей, что значит фраза Владимира Путина о том, что Конституция — «это не застывший свод канонов, а живой, созвучный времени документ». Важно было подвести ребят к мысли об изменениях в стране и жизни людей, рассказать о недавно присоединенных территориях, «которые вернулись в состав России», и это было закреплено в Конституции.
Об искусственных, неживых и настоящих героях
19 декабря с ребятами поговорили о героях Отечества. Перед началом занятия ученикам показали интервью с Героем России Дмитрием Сергеевичем Перминовым. Герои, по словам мужчины, — такие же люди, как и все, героем может стать каждый, независимо от профессии, национальности и вероисповедания. Правда, «наши», российские герои отличаются от западных. Там «героями считаются какие-то вымышленные персонажи, которые обладают какой-то фантастической невидимой силой».
— Западные герои — они какие-то ненастоящие, они искусственные, они — то, что называется «неживые», — сказал ученикам Дмитрий Перминов. — У нас в России герои — это простые люди. Со многими из героев я знаком лично, и я могу сказать, что это очень простые, скромные, добрые люди. Наши герои — они не какие-то вымышленные, они не обладают никакими сверхсекретными способностями. Самое главное — у них есть дух. У них есть дух, который невозможно сломить никому, которые не готовы встать на колени ни перед какими опасностями и сложностями, всегда идут вперед, всегда готовы принять вызов и отстаивать независимость нашего государства.
«Западные герои — они какие-то ненастоящие, они искусственные, они — то, что называется "неживые"»
По мнению Перминова, сейчас нам всем очень важно объединиться вокруг наших ценностей и культуры, потому что именно благодаря ценностям — любви, взаимовыручке и самопожертвованию — наши предки прошли все испытания.
На классном часе дети записывали качества героев и из них составляли «портрет героя», говорили о героях прошлого (Дмитрии Пожарском, Кузьме Минине, Иване Сусанине, Юрии Гагарине, Сергее Королёве) и о героях нашего времени — спасателе Владимире Легошине, летчике-космонавте Антоне Шкаплерове и главвраче «Коммунарки» Денисе Проценко, который во время пандемии коронавируса, заболев, продолжал лечить пациентов.
Тут же детям рассказали и о герое СВО Николае Пасенко, который получил ранение во время боя и в груди у него остался неразорванный снаряд. Врачи, проводившие ему операцию, рискуя жизнью, достали боеприпас.
О России в мире: мы поддерживаем страны, старающиеся сохранить свою независимость
13 февраля на занятии, посвященном роли России в мире, перед детьми выступил министр иностранных дел Сергей Лавров. По его словам, дружба — это средство избежать любых проблем и сложностей. Министр рассуждал о патриотизме, поддержке бойцов на СВО и особенностях России.
— Русская культура никогда не пыталась задвинуть куда-то в сторону культуры других народов, культуры своих народов, которые составляют единое с российским государством, — говорил Сергей Лавров.
«Русская культура никогда не пыталась задвинуть куда-то в сторону культуры других народов, культуры своих народов»
Ребятам рассказали об уникальном географическом положении России, о покорении космоса, о Пушкине, Толстом, Чехове, Чайковском и Станиславском, о Фаддее Беллинсгаузене и Михаиле Лазареве, которые совершили экспедицию к Южному полюсу, открыли Антарктиду и составили ее карту, и других известных личностях. Речь заходила о фильмах «Легенда № 17» и «Движение вверх», о достижениях России в области искусства и легендарном Большом театре, о высоких современных технологиях в области атомной энергетики и о победе СССР в Великой Отечественной войне.
Педагог во время этого урока должен был отметить, что Россия всегда поддерживала и поддерживает страны, старающиеся сохранить свою независимость и уважающие традиционные общечеловеческие ценности.
О 23 Февраля: выступление монаха и рассказ об особенностях Российской армии
20 февраля «Разговоры о важном» посвятили Дню Победы. К детям обратился инок Киприан (Валерий Бурков) — Герой Советского Союза, участвовавший в Афганской войне и потерявший обе ноги ниже колен, бывший советник Михаила Горбачёва по делам инвалидов, монах с 2016 года.
Инок сказал, что защитниками является весь российский народ — и женщины, и мужчины.
— Без женщин жить вообще невозможно, поэтому хорошо, что женщины помогают в армии и служат там, — сказал монах. — Главное, чтоб женщина, поскольку она является Евой, в переводе «жизнь дающая», занималась в армии той службой, которая помогает выжить нашим ребятам. Это медицинские сестры, медперсонал в целом, а вот снайперами я не советую женщинам быть.
«Главное, чтоб женщина, поскольку она является Евой, в переводе "жизнь дающая", занималась в армии той службой, которая помогает выжить нашим ребятам»
Служба в армии, по словам инока Киприана, всегда была настоящей школой мужества. Мужчина всего был защитником. Женщина должна быть за его спиной, как за каменной стеной. Бояться в армии не надо, говорил инок, потому что «Бог не любит боящихся». Кстати, служить Отечеству и Богу надо, по мнению инока Киприана, безвозмездно.
— Служение — это любовь к ближнему, — обратился к детям монах. — Потому что я делаю, служу другим, своей стране, жене, детям, обществу. А если это не так, тогда и нет любви. Поэтому Господь и говорит: «Нет больше той любви, чем жизнь отдать за друзей своих». Это высшее проявление любви и служение своему Отечеству.
На классном часе ребятам показали мультик о девочке Фёкле в бело-сине-красном платье. Ведущий Иван объяснил ей, откуда взялась традиция праздновать День защитника Отечества 23 февраля, и сказал, что мы должны гордиться армией, оберегающей нашу жизнь.
Дети соотносили вид военной техники с видом войск, где эта техника используется, узнали о Николае Масалове, который спас немецкую девочку в самом конце войны, а учитель, сославшись на мнения экспертов, должен был сказать, что Российская армия — одна из сильнейших в мире.
— Особенности солдата русской армии: его любовь к Отчизне, боевой дух, патриотизм, целеустремленность, стойкость, сплоченность, солидарность, несгибаемая сила воли, традиционные общечеловеческие ценности. Ибо без этих ценностей солдат становится наемником, а наемники не побеждают в войнах, в войнах между добром и злом, — было написано в методичке.
Ребятам постарше педагог сказал, что Российская армия всегда использовала Вооруженные силы, чтобы устанавливать мир, в отличие от США, которые поддерживали работорговлю, применили химическое оружие во Вьетнаме, сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Мы же провели миротворческие операции в Нагорном Карабахе, Южной Осетии, Казахстане, разгромили террористов в Сирии, а сейчас защищаем соотечественников в ходе спецоперации.
— В завершение хочу подчеркнуть, что сегодня Российская армия с честью выполняет свою миссию в ходе специальной военной операции. Наша армия прежде всего защищает возможность каждого гражданина России жить согласно традиционным духовно-нравственным ценностям, которые исторически сделали нашу страну сильным, мирным и свободным государством, — закончил классный час педагог.
О традиционных ценностях: женщина, «как грибница, вокруг себя распространяет жизнь»
27 февраля с ребятами обсудили традиционные семейные ценности. Пообщаться об этом планировали еще в октябре 2022 года, но тему в последний момент поменяли: вместо традиционных семейных ценностей обсудили ледоколы и развитие атомной отрасли в России.
К ученикам обратился актер, режиссер и священник Иван Охлобыстин — именно он на митинге в сентябре 2022 года прокричал «Гойда!». По мнению Охлобыстина, семья — это служение, а не работа, а в семье важно разделять женские и мужские обязанности. Мужчина отвечает за внешний мир, он охотник, а женщина обустраивает дом так, чтобы ей удобно было готовить и воспитывать детей.
Еще один вопрос касался взаимопонимания детей и отцов. Иван Охлобыстин рассказал, что, чтобы быть услышанным, нужно читать детям перед сном. Желательно, чтобы это было «благочестивое чтение, совмещенное со светским».
Последние минуты видео Охлобыстин посвятил роли женщины в семье. Женщине, сказал он, нужно служить, потому что она — «Родина-мать, сыра-земля». А на вопрос о том, в чём заключается внутренняя сила русских женщин, Охлобыстин ответил — в способности к материнству «по факту своего биологического строения».
— Почему женщины дольше живут? Женщины всё время обновляются, — ответил на свой же вопрос актер. — Это необходимо, чтобы они были готовы к деторождению, им природа дала больше, чем мужику. Мужик — на короткие дистанции: быстрый удар, схватил, мамонт, бежать, есть. А у женщины нет. Она вот, как грибница, вокруг себя распространяет жизнь, и ей природа дала эту внутреннюю силу. Что касается психологической силы русской женщины, ментальной, тут неблагодарное дело сравнивать, неблагодарное. Так же, как у русского мужчины. Это сила, сила в правде, сила — честно служить тому или иному. Ты можешь заблуждаться как человек, но ты, если служишь своим идеалам, ты имеешь от этого силу, наполняешься силой.
«Мужик — на короткие дистанции: быстрый удар, схватил, мамонт, бежать, есть»
Педагог на занятии должен был рассказать ребятам, что семья — это поддержка для человека и важно сохранять семейную историю и традиции. Например, можно составить генеалогическое древо. Педагог напомнил, что женщина издавна считалась хранительницей семейного очага и сейчас у нее есть много забот по дому, именно женщина создает в семье уютную атмосферу.
3-м и 4-м классам показали ролик о Петре и Февронии, чей союз стал символом уважения и преданности друг другу. Ребятам постарше рассказали, что семья похожа на матрешку. Если есть папа, то есть и мама, а если есть папа и мама, то обязательно должны быть дети — чем больше, тем лучше. Педагог акцентировал внимание школьников на том, что в Конституции закреплено понятие семьи как союза мужчины и женщины, а особое место в России занимают семья и традиционные семейные ценности.
— Трое детей — это, по сути, норма, чтобы восстанавливалось население, — должен был сказать учитель.
«Трое детей — это, по сути, норма, чтобы восстанавливалось население»
Никита Михалков рассказывает об отце — авторе «Дяди Степы» и гимна России
13 марта, в день рождения писателя Сергея Михалкова, «Разговоры о важном» посвятили ему. Перед ребятами выступил актер, режиссер и ведущий Никита Михалков — он поделился воспоминаниями об отце. По словам Никиты Сергеевича, в его семье не было принято хвалить работу родных, поэтому благоговения перед творчеством отца у Михалкова не было. Он видел народную любовь к отцу, к знаменитому «Дяде Степе», но по-настоящему понял, что Сергей Михалков — великий детский писатель, когда праздновался то ли 85-й, то ли 90-й юбилей отца.
— И меня попросили прочесть какие-то его стихи, и я взял сборник и начал читать. И вдруг понял: что ни стихотворение, то шедевр, — поделился с ребятами Никита Михалков. — Причем дело не в том, что хорошие стихи, а дело в том, что ты абсолютно точно понимаешь, что только человек с очень детским, чистым сердцем мог писать такие стихи, которые как бы написаны самим ребенком. То есть это не каля-маля, а это психология ребенка. Я узнавал себя в этих стихах. <...> Я ненавидел слово «спать», я не боялся якобы уколов и так далее, и так далее.
На этом же классном часе ребятам показали видеообращение сценариста, режиссера и артиста Андрея Сергеевича Кончаловского — старшего сына Сергея Михалкова. У детского писателя, по воспоминаниям Кончаловского, было великолепное чувство юмора, он был нестрогим отцом. В стихах Сергея Михалкова каждый ребенок узнавал себя, учился быть ответственным за свои поступки, семью и страну.
Школьникам и студентам рассказали, что Сергей Михалков был настоящим патриотом. Он прошел Великую Отечественную войну, работал военным корреспондентом, печатал стихи, очерки, юморески из жизни солдат, а позже стал соавтором гимна СССР и автором текста гимна современной России.
— Нужно очень любить свой народ, свою Родину, чтобы суметь пронести свой талант через всю жизнь, создать пронзительные стихи о войне, чтобы написать очень важные слова — текст Государственного гимна, — говорил о Сергее Михалкове педагог.
«Нужно очень любить свой народ, свою Родину <...>, чтобы написать очень важные слова — текст Государственного гимна»
Одиннадцатиклассникам и студентам об авторе гимна России рассказал Никита Михалков. По его словам, в 2000 году, когда отец работал над текстом, возникли споры по поводу строки «Хранимая Богом родная земля», потому что «атеистические настроения еще витали в воздухе». Несмотря на это, Сергей Михалков настоял на своем, и фраза в гимне осталась.
— Я считаю, что это очень хорошо, что она осталась, потому что это справедливо, что именно в гимне России эти слова остались. Учите гимн! — закончил монолог Никита Михалков.
А еще Михалков-младший прочитал стихотворение отца «Мой боец». На строках «В Сталинграде был с тобою / Каждый русский человек» Михалков и не смог сдержать слёз. Поднеся руку к глазам, Михалков сказал: «Нет, не могу».
О присоединении Крыма: «Политика украинских властей приобрела антирусский характер»
20 марта со школьниками побеседовали о присоединении Крыма к России. Вначале детям показали семиминутный ролик — в кадре по очереди появлялись строитель Крымского моста, жители Крыма — врач, преподаватель, директор музея и другие. Все они рассказывали, как преобразился полуостров после присоединения к России.
Татьяна Умрихина, гендиректор Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника, сказала, что Крымский мост — это «не просто транспортный переход, соединивший два берега», а «духовно соединивший переход наши жизни, наши души, наши семьи, нас соединивший с Родиной». Александр Островский, который с 2015 года возглавляет компанию, строившую Крымский мост, заявил, что он был нужен жителям полуострова «как воздух». На экране появились кадры, как Владимир Путин вместе с Островским проезжал по мосту в день его открытия.
Ребята узнали, что еще в XVIII веке императрица Екатерина Великая издала указ о вхождении Крыма в состав Российского государства, а сейчас Крым — город-герой. Детям рассказали о достопримечательностях полуострова: международном аэропорте Симферополь, трассе «Таврида» и Крымском мосту. По словам учителя, больше 20 лет Крым не входил в состав России, потому что «в 1954 году Крым был незаконно передан из состава РСФСР в состав Украинской ССР», а в 1991 году, когда распался СССР, «Украина стала независимым государством, а Крым — украинским». Между народами остались дружеские связи, а Россия всегда помогала украинцам.
— Однако со временем политика украинских властей приобрела антирусский характер: активно обсуждался запрет на использование русского языка в русскоговорящих регионах Украины, переписывались школьные учебники истории, в которых искажалась история нашей страны, на Украине стали восхвалять и даже устанавливать памятники С. Бандере — военному преступнику, по приказу которого во время Великой Отечественной войны были зверски убиты тысячи мирных жителей, — должен был сказать учитель.
Ребятам показали видео под названием «Русская весна»: в кадрах появлялись нарезки из сюжетов Первого канала, НТВ, ТАСС ТВ и других СМИ. На экране высвечивалась хронология госпереворота на Украине 2014 года. Учитель подытожил: российские власти правильно поступили, поддержав стремление крымчан вернуться в состав России.
О Дне Победы: «Наша цель — освободить Украину, и мы добьемся победы!»
«Разговоры о важном», посвященные 9 Мая, прошли не по расписанию: занятие перенесли из-за майских праздников на четверг, 4 мая.
Ребятам включили видео с Иваном Петровичем Лыткиным — ветераном Великой Отечественной войны. Иван Петрович рассказал детям, как он узнал о Победе и как вся страна этому радовалась. По словам Ивана Петровича, бои за Родину у школьников и студентов еще впереди: именно им предстоит укреплять экономическую оборону и мощь России.
Несколько раз ветеран обращал внимание на важность сохранения исторической памяти, потому что, если забыть о том подвиге, «Россия прекратит свое существование».
— Мы не можем этого допустить. Поэтому у нас идут добровольцы и сражаются на Украине, — объяснил Иван Петрович ребятам. — Нас обвиняет Запад, особенно Америка, обвиняет в том, что мы ведем эту войну [здесь Иван Петрович говорил о спецоперации на Украине. — Прим. ред.]. Не мы ее начали! Они восемь лет, с 2014 по 2022 год, наводнили туда различных бандеровцев, наводнили туда людей из других стран. Туда привезли много вооружения. Если бы мы воевали так, как воевали американцы в Ираке, тогда всех подряд бомбили, более миллиона мирных людей иракцев погибло. Мы так действовать не можем. Наша цель — освободить Украину, и мы добьемся победы!
«Нас обвиняет Запад, особенно Америка, обвиняет в том, что мы ведем эту войну. Не мы ее начали!»
По ходу разговора педагог тоже напоминал детям о том, как важно сохранить историческую память, упоминал о спецоперации на Украине и о том, что многие сейчас пытаются переписать историю. Узнали школьники об основных событиях Великой Отечественной (Московской и Сталинградской битвах, сражении на Курской дуге), им рассказали про акцию «Бессмертный полк» и о символах Победы.
Ранее родители пожаловались нам на избиение детей в детском саду № 419 на Садовом. Этой информацией заинтересовался Следственный комитет Пермского края.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.