Дороги и транспорт подробности На каких самолетах мы сегодня летаем из Перми и как у них дела с запчастями: разбор

На каких самолетах мы сегодня летаем из Перми и как у них дела с запчастями: разбор

Рассказываем о каждом производителе самолетов отдельно, а также говорим о неочевидных проблемах

Большая часть пассажирского авиафлота в России сейчас иностранного производства, обслуживание которого ограничено санкциями

Российские авиакомпании с весны 2022 года работают под значительными ограничениями. США, Евросоюз и ряд других стран ввели санкции, часть которых направлена на усложнение работы авиации, в том числе гражданской. Эксперты назвали эти санкции «самыми болезненными», но отечественные авиакомпании продолжают перевозить своих пассажиров.

— Своего авиапарка нет почти, импортные самолеты обслуживать и ремонтировать нам никто не будет. Не понимаю, на чем мы летать будем, — написала одна из читательниц нашей сети городских порталов.

В последнее время участились новости о срывах расписаний и отмене авиарейсов, а также о других авиаинцидентах. В начале года Boeing в Перми вместо взлета уехал в сугроб, а накануне Airbus 320 приземлился в поле под Новосибирском. Мы решили разобраться, на чем сейчас летают пермяки и как это сказывается на безопасности пассажиров.

На чем же мы летаем

Boeing 737 (США)

Boeing 737 — один из самых распространенных самолетов в мире. Самую популярную модель — Boeing 737–800 — американская корпорация Boeing производила с 1997 по 2019 год. Пассажировместимость этих судов варьируется от 160 до 189 человек, максимальная дальность полета 737–800 составляет 5765 километров.

Из Перми самолеты Boeing 737–800 летают в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Беслан, Махачкалу, Казань, Норильск или за границу — в Анталью, Ереван, Хургаду или Шарм-эш-Шейх. Бортами пользуются авиакомпании «Победа», Smartavia, S7, Nordwind, NordStar, «Икар», Azur Air, Turkish Airlines и «Ширак Авиа»

В 2022 году Boeing прекратил техническое сопровождение и поставку запчастей для бортов, которые используют российские авиакомпании. Также отечественные перевозчики не могут использовать невыкупленные авиасудна для международных полетов — в противном случае борта арестуют и конфискуют в зарубежных авиационных гаванях. Поэтому сейчас «боинги» активно используют во внутренних перелетах, в другие страны летают на выкупленных бортах.

Boeing — один из самых распространенных самолетов, в связи с чем он чаще других фигурирует в наших новостях. Например, в начале 2023 года в Большом Савино самолет вместо разгона для взлета свернул в сугроб, а в июле пилот Boeing-737 отменил вылет из Перми из-за сообщения о неисправности двигателя.

Airbus 320 (Франция)

Главный конкурент Boeing, как говорят авиаэксперты, — самолет Airbus 320. Семейство среднемагистральных узкофюзеляжных самолетов Airbus производит одноименная французская корпорация. 320-е производят с 1986 года по сей день.

A320 перевозит пермских пассажиров «Аэрофлота» и Uzbekistan Airways в Москву, Сочи, Минеральные Воды и узбекистанский Наманган. В зависимости от комплектации на борт могут взять от 140 до 180 пассажиров. Максимальная дальность полета — 6150 километров, этого почти равно расстоянию от Перми до Петропавловска-Камчатского.

Airbus 320 хотели использовать в качестве флота нового лоукостера Cirtus, но из-за санкций в 2022 году планировавшая создание новой дочерней авиакомпании S7 заморозила этот проект из-за невозможности покупки и оформления в лизинг новых бортов.

A320–214 «Уральских авиалиний» 12 сентября совершил аварийную посадку в поле в Новосибирской области. Борт направлялся на запасной аэродром в Новосибирск после того, как не смог совершить посадку в Омске. Согласно опубликованной записи переговоров пилотов, возможной причиной инцидента могла стать неисправность гидравлической системы, которая отвечает за работу закрылок, стоек шасси и других элементов управления полета. «Гидравлика вытекла полностью», — говорит один из членов экипажа.

Airbus 319 (Франция)

Младший брат 320-го — Airbus 319 — незначительно отличается от старшего родоначальника семейства A320. У него меньше пассажировместимость, но увеличена дальность полетов. Из Перми 319-е летают только в Санкт-Петербург на рейсах авиакомпании «Россия».

В 2022 году корпорация Airbus также прекратила сотрудничество с российскими авиакомпаниями. После этого невыкупленные через лизинг воздушные суда стали использовать только для внутренних перелетов между городами России, а поставку запчастей для обслуживания техники перевозчики наладили через параллельный импорт. Формально это подтвердил гендиректор «Уральских авиалиний», который исключил связь санкций с аварийной посадкой Airbus в поле под Новосибирском.

Мы никогда не допустим в эксплуатации неправильных запчастей. Трудно, с боем, очень сложно, но все запчасти, которые используют на наших самолетах, сертифицированы. Я отвечаю за это головой, — заявил накануне на пресс-конференции гендиректор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов.

Embraer (Бразилия)

Среднемагистральный узкофюзеляжный самолет бразильского производства Embraer встречается в России в нескольких модификациях. В Пермь летают модели Embraer 170, Embraer 190 и Embraer 190 LR. Они незначительно отличаются друг от друга, заметное пассажирам отличие — вместимость борта, которая варьируется от 66 до 114 мест. Эту технику начали производить в 2001 году, по данным на сентябрь 2022 года в мире их насчитывали свыше 1600.

Авиакомпания «Икар» перевозит своих пассажиров на «эмбраерах» из Перми в Волгоград, Мурманск, Калининград и Минск. Также эти самолеты использует S7 для перелетов из Перми в родной для авиакомпании Новосибирск (раньше S7 носила название «Сибирь»).

Бразильский производитель самолетов Embraer «будет продолжать соблюдать международные санкции в отношении России», — заявили представители авиазавода весной 2022 года. С тех пор компания прекратила поставку запчастей, обслуживание и техподдержку своих клиентов в России. Однако отечественные авиакомпании, по данным знакомого с ситуацией источника 59.RU, наладили обслуживание и поставку техники для ремонта бортов по параллельному импорту.

Минувшим летом название Embraer чаще всего звучало в новостях об авиакатастрофе в Тверской области, в которой погибло руководство ЧВК «Вагнер», в том числе и Евгений Пригожин. Среди погибших — пермяк Рустам Каримов, который был вторым пилотом в роковом рейсе.

Sukhoi Superjet 100 (Россия)

Единственный самолет отечественного производства в нашем списке — Sukhoi Superjet 100. SSJ-100 собирали в Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю. А. Гагарина с 2007 года. До конца 2022 года произвели 232 таких борта, после чего все силы бросили на Sukhoi Superjet New — импортозамещенный аналог SSJ-100 без иностранных компонентов. Серийное производство SSJ-New планируют начать до конца 2023 года.

Авиакомпания «Россия» перевозит своих пассажиров из Перми на SSJ-100 в Москву, «Азимут» — в Минеральные Воды и Махачкалу, а Red Wings — в Стамбул.

Эксперты авиационной отрасли называют SSJ достаточно надежным самолетам вопреки стереотипам об отечественной сборке. Однако в августе из-за неисправности системы кондиционирования вылет SSJ-100 из Перми в Стамбул задержали на 15 часов. Поломку смогли устранить в Большом Савино, однако, по данным 59.RU, для этого потребовалось доставить запчасти из Екатеринбурга.

В мае 2019 года SSJ-100 загорелся при посадке в Шереметьево, куда он вернулся через полчаса после вылета из-за попадания молнии. Возгорание произошло при первом ударе борта о взлетно-посадочную полосу, пламя охватило заднюю часть борта до остановки судна. В результате авиакатастрофы погиб 41 человек, причиной трагедии назвали ошибки командира воздушного судна. Пилота Дениса Евдокимова приговорили к 6 годам колонии-поселения.

ATR (Франция, Италия)

Турбовинтовой среднемагистральный самолет французско-итальянского производства ATR рассчитан на межрегиональные перелеты. Авиакомпания «ЮТэйр» с 2018 года летает на ATR 72 в Сургут, Тюмень и Когалым.

За 35 лет франко-итальянский концерн ATR произвел более 1000 самолетов ATR 72. За это время в авиаинцидентах и катастрофах разрушились 38 бортов. Последняя трагедия произошла в начале 2023 года в Непале, расследование выявило нарушение действий экипажа при заходе на посадку.

Авиакомпания «ЮТэйр» в марте 2022 года перевела 12 самолетов ATR 72–500 в российский реестр вместо бермудской регистрации лизингодателя и продолжила эксплуатацию воздушных судов. Причиной тому также стали санкции Евросоюза, ввиду которых производитель техники прекратил всё сотрудничество с российскими компаниями. Сейчас обслуживание бортов проходит благодаря параллельному импорту.

Bombardier CRJ-200 (Канада)

Канадский ближнемагистральный самолет Bombardier CRJ-200 рассчитан на региональные полеты для перевозки 50 пассажиров. CRJ-200 производят с 1991 года, перевозчики используют его для маловостребованных направлений, на которых нет спроса на самолеты большей вместимости.

На «бомбардирах» из Перми летает «ЮВТ Аэро», связывая наш город с Казанью, Самарой, Усинском, Омском, Нижневартовском, Барнаулом и теперь с Ярославлем.

В марте 2022 года Канада также ввела санкции в отношении России, после чего канадская Bombardier прекратила все взаимодействия с российскими компаниями. Для продолжения полетов CRJ в России, по данным источника редакции, авиакомпании также наладили параллельный импорт запчастей и необходимой техники для обслуживания и ремонта флота.

Что же с запчастями?

В августе 2023 года «Рейтер» сообщил, что по итогам 2022 года, несмотря на действующий санкционный режим, в Россию смогли обходными путями ввести запчасти для авиационной отрасли общей суммой в 1,2 миллиарда долларов. Издание обосновало данные изученными таможенными декларациями. Российские эксперты предполагают, что фактический объем может быть вдвое больше.

Основные торговые партнеры России по параллельному импорту запчастей — страны СНГ, ОАЭ, Турция и Китай. Иран в июле 2022 года публично подписал соглашение об экспорте в Россию деталей и авиаоборудования. Дружественные страны для обхода вторичных санкций прибегают к маскировке техники путем ее переименования на таможне. Например, колесо для стойки шасси оформляли по документам как запчасть для автомобиля. Аналогично происходит и с другими деталями, примеры которых сотрудники авиаотрасли просят не предавать огласке во избежание новых проблем при ввозе запчастей.

В марте 2023 года на расширенном заседании комитета Госдумы по транспорту глава Минтранса России Виталий Савельев заявил, что отечественные авиакомпании смогут порядка 10 лет поддерживать эксплуатацию имеющегося флота. Этого времени, по мнению руководителя отрасли, хватит для налаживания серийного производства отечественных самолетов.

— У нас нет «каннибализации», как мы предполагали. Все самолеты в нормальном режиме работают, мы все так или иначе обеспечиваемся запчастями, — цитирует Савельева Forbes. — Да, есть сложная логистика, есть параллельный импорт. Тем не менее всё работает.

Однако параллельный импорт неминуемо влечет удорожание приобретаемой техники из-за дополнительных посредников и сложной логистики. По оценке совладельца аэропорта Внуково и авиакомпании «Азимут» Виталия Ванцева в интервью «Ъ», из-за удорожания запчастей стоимость авиабилетов может вырасти на 15–20% при перелетах внутри России, а на международных направлениях рост может составить 40%.

Еще меньше прибыли

Кроме потенциального ареста воздушных судов, которые находились в лизинге и, по сути, были национализированы российскими авиакомпаниями, внесло свою лепту и закрытие воздушного пространства. С конца февраля 2022 года все страны Евросоюза закрыли свое воздушное пространство для авиакомпаний из России.

Помимо сокращения направлений для авиапутешественников из России, которые стали активно использовать Турцию и Сербию в качестве транспортного хаба, неочевидным для большинства стало сокращение прибыли от использования российского воздушного пространства западными авиакомпаниями, для которых Россия запретила пролет в качестве ответных санкций.

Из-за взаимных запретов на полеты над территориями стран авиакомпании сменили привычные пути следования своих лайнеров. Самым наглядным примером для отечественных пассажиров стали перелеты в Калининград: чтобы добраться до эксклава теперь российские борта вынуждены петлять над нейтральными водами Балтийского моря в обход Эстонии, Латвии и Литвы.

Не только самолеты

Кроме проблем с содержанием флота авиакомпании столкнулись с ограничениями работы авиатренажеров, на которых стажируют и повышают квалификацию пилотов. Производители самолетов заблокировали обновление своих тренажерных комплексов, однако техники научились в ручном режиме добывать и загружать информацию в тренажеры.

В марте 2022 года в России приостановила деятельность немецкая компания SAP, программное обеспечение которой использовалось в ряде воздушных гаваней для управления оперативной деятельностью аэропорта. После этого ряд других поставщиков продукции, в том числе ПО, также отказались от сотрудничества с российскими компаниями. Аэропорты перешли на альтернативное, в том числе отечественное ПО.

Проблема, которая сохраняется для аэропортов, — это обновление оборудования непосредственно на аэродромах. Однако и этот вопрос аэропорты научились обходить преимущественно через параллельный импорт. Например, таким образом в конце 2022 года в пермском аэропорту установили новое световое оборудование немецкой компании Siemens, поставки техники которой в нашу страну на момент приобретения уже были прекращены.

Обновление авиапарка

Несмотря на налаживание текущей работы, перед авиакомпаниями стоит стратегический вопрос обновления флота. Например, «Аэрофлот» в 2022 году заключил с Объединенной авиастроительной корпорацией соглашение о поставке в группу «Аэрофлота» (в которую также входят «Победа» и «Россия») до 2030 года 210 самолетов МС-21, 89 бортов SSJ-New и 40 Ту-214. О закупке МС-21 также сообщил и руководитель «Уральских авиалиний».

Кроме того, сейчас прорабатывают начало серийного производства Ил-96, увеличение производства авиалайнеров Ту-214, а также увеличение выпуска самолетов SSJ-New и Ил-114. Заводы-изготовители уже получили необходимые для наращивания производственных мощностей заказы, однако для развертывания производственных линий требуется время.

Всё это безопасно или нет?

Международная организация гражданской авиации (ИКАО), оценки которой признают авторитетными все страны мира, в своем отчете за 2022 год указала главной проблемой в России перерегистрацию самолетов, которые были национализированы вопреки требованиям лизингодателей. При этом эксперты ИКАО не выявили проблемы с обслуживанием бортов и безопасностью их полетов.

Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем