Город Брошенные больницы Перми летопись Брошенные больницы. История поликлиники на Лебедева: за 10 лет в частных руках красивое здание превратилось в руины

Брошенные больницы. История поликлиники на Лебедева: за 10 лет в частных руках красивое здание превратилось в руины

Раньше поликлиника обслуживала весь район, в ней была грязелечебница, а в 70-е ее врачи ездили к пациентам на лошадях

Здание совсем развалилось, на моментах истории придется хорошо фантазировать

В этом материале сериала про брошенные больницы мы расскажем, наверное, о самой популярной заброшке в Перми не только среди медучреждений, а в целом. Речь пойдет о забытом здании поликлиники на Лебедева, 11, у «Молота». Но оно забыто не пермяками — там регулярно гуляют сталкеры, а бизнесменами, в чьих руках сейчас и находятся развалины. Ни в одном из окон трехэтажки нет стекол, а прямо из остатков кирпича растут деревья. История начинается с 1920-х, но даже после закрытия медучреждение продолжает «жить», но иначе.

Строительство поликлиники на Лебедева

В середине 1920-х в Мотовилихе начали строить соцгородок Рабочий поселок. Тогда вдоль Соликамского тракта запланировали город-сад в стиле конструктивизма, им занимался архитектор Сергей Чернышев, который также проектировал здание МГУ.

По данным пермского архива, поликлинику площадью 5059,4 квадрата начали строить в конце 1920-х, а ввели в эксплуатацию 5 декабря 1933 года. Спустя три года на базе поликлиники открыли Единый диспансер, а еще через три года он стал самостоятельной районной поликлиникой. Там работали рентген- и физкабинеты, клиническая лаборатория, водо- и грязелечебница.

В 1942-м на базе крупной поликлиники сделали МСЧ № 210, она принадлежала заводу Молотова. А дальше случилась оптимизация, похожая на ту, что мы с вами переживали перед началом 2020-х. В феврале 1948 года Молотовскую райбольницу объединили с МСЧ № 210 и районной поликлиникой, все вместе они стали называться Молотовская объединенная районная больница.

Сложно поверить, что в 1957 году поликлиника выглядела именно так
А сейчас как декорации к хоррору
На втором этаже сейчас не цветы на подоконниках, а деревья, которые растут прямо из корпуса

Времена работы поликлиники запомнила завхоз ГКБ № 4 Валентина Бурылова. Там работала сначала ее тетя — военный медик, а потом и она сама.

— Где-то в 1970-х моя тетя работала участковым терапевтом в поликлинике на Лебедева, на приемы к пациентам в те времена они ездили на лошадях. Тогда не было никаких сложностей, — вспоминает Валентина. — Я там работала сначала в аптеке, а потом сестрой-хозяйкой. Помню, в начале 80-х стали менять мебель — она там 30 лет стояла и вся рассыпалась. В поликлинике уже был грибок, штукатурка падала, но за ней всё равно следили — делали косметический ремонт почти каждый год. Здание очень жалко — я думала, восстановят, будут работать, но сказали, что нельзя.

Так поликлиника выглядела в период 70–90-х

По воспоминаниям Валентины, здесь оказывали всю первичную помощь — работал лор, окулист, хирург, невролог, самостоятельные отделения были у стоматологов и травматологов. В 1985 году медсестра уволилась, но помнит, что сначала построили поликлиники на Грачева, 12 и Крупской, 57, а потом уже закрыли здание на Лебедева. На территории поликлиники, по воспоминаниям бывшей медсестры, находилась охлаждающая установка стадиона «Молот», которая использовалась как фонтан.

С этого ракурса кажется, что от поликлиники остались одни стены

По данным архива, 20 мая 1993 года здание поликлиники признали памятником архитектуры регионального значения. В начале 2000-х там еще вели приемы.

— В 2000-х работала, я был внутри, — вспоминает пермский психиатр Андрей Хохряков в беседе с 59.RU. — Такого вполне добротного советского плана поликлиника: стандартная коричневая плитка на полу, всё как у других, не хуже. Все этажи работали, делали ремонт, а потом оптимизация, и всё — развалины.

В нашей публикации об организации помощи в медучреждениях от 2009 года собраны жалобы пермяков. В одной из них говорится как раз о неудобстве маршрутизации — тогда тем, кто был прикреплен к поликлинике на Лебедева, полисы нужно было получать на Студенческой, из-за этого возникали неудобства.

В 2010 году поликлиника закрылась. В архиве говорят, что в те годы у нее не было охраны, из-за отсутствия контроля здание быстро стало аварийным.

Будто кто-то недавно почистил территорию

В марте медиков, которые ранее работали на Лебедева, перевели в здание поликлиники при горбольнице № 9 на Грачева, 12 — к тому времени ее капитально отремонтировали.

В июле 2011 года в заброшке случился пожар — огонь разгорелся на третьем этаже, перекинулся на чердак и вырвался на крышу, всего горело 1300 кв. м. Пострадали стены, чердак и межэтажные перекрытия здания, которые потом пришлось разобрать (они горели три часа). Некоторые пермяки считали, что подожгли здание специально, чтобы потом наверняка снести. И вспоминают, что у территории все-таки была охрана, которая неосведомленных пациентов перенаправляла в другие медучреждения, потому что здание на Лебедева якобы «ремонтировалось». В комментариях к нашей публикации развалины окрестили «памятником всему здравоохранению».

Следы пожара

В августе на территории бывшей поликлиники произошло еще одно ЧП — с крыши упала 35-летняя женщина, искавшая там металл.

— Женщина поднялась на крышу, где наступила на металлический лист, провалилась и упала на третий этаж, — сообщали после ЧП в 2011 году в городском УВД. — Через некоторое время пострадавшую нашли незнакомые люди. Они и вызвали скорую помощь. В больнице женщине поставили диагноз «перелом бедра слева».

В ноябре опасное строение выставили на продажу. В качестве условия приватизации департамент имущественных отношений требовал сохранить назначение объекта здравоохранения в течение 1 года, то есть по истечении этого срока новый владелец может пользоваться объектом по своему усмотрению. Начальную цену обозначили в 14,5 миллиона рублей, 8,58 из которых — за участок.

В 2012 году в бывшей поликлинике образовалась свалка
Внутри был разгром, но поликлинику напоминал хотя бы цвет краски на стенах

С 2012 года поликлиника и ее территория уже были в руках некого Понькина А. В., который еще до истечения года, по информации общественницы Анастасии Мальцевой в соцсетях, выставил памятник культуры на продажу. Позже его выкупил, по всей видимости, родственник бизнесмена Понькин Владимир Александрович, вторая доля была у Никишиной Екатерины Павловны. Бизнесмены не смогли содержать здание, и оно продолжило разрушаться, поэтому депутат ЗС Евгений Желобович написал заявление в прокуратуру об изъятии из-за отсутствия надзора. Жалобу рассматривал Сергей Мурай (сейчас он отбывает наказание в колонии строгого режима за взятку в 3 млн), он ответил депутату, что бессилен, а контроль за объектами культурного наследия — в компетенции Минкульта, к ним же посоветовал обращаться с исками об изъятии.

Когда-то в этих коридорах была суета
Солнечный свет и снег легко попадали в здание еще 10 лет назад — крыша прохудилась уже тогда

Через год владелец Понькин захотел изменить зону здания с ЦС-1 (здравоохранение) на Ц-2 (деловая активность). В заявлении указал, что для эффективного использования здания хочет переделать его под административное.

Фото сделано около 10 лет назад

До 2020 года и (спойлер) по сегодняшний день объект принадлежит Понькину и Никишиной. Хотя в августе 2020 года Дмитрий Махонин заявил о своих планах на заброшку — хотел, например, передать здание музею современного искусства PERMM.

— В 2011 году поликлиника на Лебедева оказалась в частных руках и с того времени постепенно превращается в руины. Будем работать с собственником, здание необходимо восстанавливать. Один из вариантов дальнейшего использования — переезд сюда музея современного искусства PERMM, — рассказывал тогда еще новоиспеченный глава региона. — Как обратный пример работы над сохранением культурного наследия — «Соцгородок» на Циолковского. В руках правильного и заинтересованного хозяина разрушающиеся дома и дворы за несколько лет превратились в место, где хочется жить.

Судя по всему, переговоры властей и бизнеса шли (или нет?) два года. В апреле 2022-го стало известно, что Никишина и Понькин отказались отдавать свою заброшку. Исполняющая обязанности министра культуры Алла Платонова описала переговоры так: «Там оказалось нереально договориться с собственниками. Да и экономически нецелесообразно», — заявила Платонова.

Кажется, что здание может сложиться карточным домиком в любой момент
Доступ к зданию свободный

В итоге музей остался в здании «Сатурна» еще на три года, а заброшенная поликлиника — у бизнесменов. Между ними идут суды. Екатерина Никишина попросила суд признать партнера банкротом из-за долга в миллион рублей, а потом сразу же начать реализовывать здание. По данным коллег из «Ъ-Прикамье», Понькин задолжал Никишиной за содержание здания — запретить доступ посторонним, поставить охрану и вывезти мусор — вложилась в это только Екатерина.

Ее партнера признали банкротом, но имущество не реализовали до сих пор. На сайте арбитражного суда Пермского края сообщается, что 20 июля 2022 года производство по делу о банкротстве прекращено.

В этой колонне была лестница
Ну очень надежный забор
Прямо рядом с заброшкой расположена стоянка
И лежат остатки другого забора

О дальнейшей судьбе здания ничего не известно — связаться с его владельцами редакции не удалось.

Возможно, вдохновившись историей, вы захотите почитать еще: по ссылке вы найдете материал о пермском конструктивизме — создании всего соцгородка.

А для любителей посмотреть на руины и почитать истории оставляем ссылки на предыдущие выпуски проекта «Брошенные больницы»:

инфекционка на Висиме, остатки которой «невозможно» снести;

руины кожвендиспансера, за стеной которых действующая часть больницы;

психиатрический комплекс, который даже не достроили и снесли.

Делитесь своим мнением по поводу нашего проекта, предлагайте свои идеи!
Звоните круглосуточно8 (342) 215-01-21
Мы в соцсетях
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем