Город Поясняем за слова летопись Акуловский или Окулова — как правильно? Разбираемся с названием микрорайона Перми и его историей

Акуловский или Окулова — как правильно? Разбираемся с названием микрорайона Перми и его историей

Первые дома тут появились почти сто лет назад

Микрорайон застроен частными домами, чем резко отличается от соседнего Комсомольского (к которому относится четырехэтажный дом справа)

Название микрорайона Акуловского сегодня уверенно пишут с начальной А. Но если вы откроете карты или справочники Перми пятидесятилетней давности, увидите совсем другую картину: тогда везде указывали микрорайон Окулова.

Почему О превратилось в А? Откуда вообще взялось это название? Вспоминаем историю самого Акуловского (или Акулова — такой вариант тоже используют) и его имени.

Как появился Акуловский

Застраивать территорию микрорайона (а тогда — поселка) начали в 1930-е годы. Участки под строительство выделяли практически в лесу. Так что будущие владельцы деревянных домов очищали их сами: валили и рубили деревья, выкорчевывали пни.

Привычный нам Коммунальный мост в то время еще не возвели: движение по нему запустили только в 1967 году. Поэтому добраться сюда можно было лишь по железной дороге. Сев на станции Пермь II, пассажиры выходили на Комсомольской.

Первую школу в поселке открыли в 1936 году. Она располагалась в обычном деревянном доме, где имелось всего два учебных кабинета (их называли классными комнатами). Электричества и центрального отопления не было. Школу называли лесной.

Та самая школа, фото 1949 года

«Электрического света не было — на столе у учителя стояла керосиновая лампа, а на стенах горели лучины. Отопление печное. Ходили по узкой тропинке через болото», — так рассказывала о школе жительница поселка Орешкина, чьи слова цитирует Валентина Бондаренко в книге «От Нахаловки до Пролетарки».

Ученики лесной школы, 1948 год

Частная застройка продолжает оставаться отличительной чертой микрорайона и в XXI веке. Хотя ситуация может немного измениться: квартал между улицами Ветлужской, Дошкольной и Генерала Наумова предлагают отдать под многоквартирные дома.

Степан Окулов

Вплоть до середины 1970-х название микрорайона писали через О, и местные жители четко знали: оно дано в честь знаменитого пермского большевика Степана Окулова. Он в то время считался практически главным героем гражданской войны, освободившим Пермь от войск Колчака.

Фамилию Окулова тогда носил не только поселок. В честь него переименовали улицу Набережную, идущую вдоль Камы, и Черный рынок — он стал площадью Окулова (сейчас это сквер Уральских добровольцев). В Верхнемуллинском районе можно было найти колхоз имени Окулова. Даже Пермь предлагали назвать Окуловском или Окулом! Такую идею в 1927 году выдвинул архивист и журналист Николай Чернавский. Он прислал подробное письмо в газету «Звезда», где указал, что выражает общее желание рабочих и горожан.

Степан Окулов был высоким мужчиной, который умел уверенно и убедительно говорить

Степан Окулов родился в 1884 году в Перми, работал в слесарной мастерской, на механическом заводе Кузовникова в Мотовилихе и в Пермском железнодорожном депо. С 1905 по 1908 год служил в армии и вновь оказался там в начале Первой мировой войны, в 1914-м, но уже как мобилизованный. Окулов участвовал во многих боях, был ранен и контужен, за храбрость получил Георгиевский крест.

Политическая карьера Степана Окулова началась после Февральской революции 1917-го, когда он вступил в партию эсеров (то есть социалистов-революционеров). Летом того же года 33-летний Окулов переехал в Новгород, где его избрали председателем губисполкома и начальником гарнизона. В этом качестве он участвовал в подавлении контрреволюционного выступления генерала Лавра Корнилова.

В конце 1917 года Окулов вернулся в Пермь, где стал военным комиссаром округа, а с весны 1918-го — Пермской губернии. Здесь вступил в партию большевиков.

Улица Кустарная тянется через весь микрорайон от Красноборской...
...до храма иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на улице Марии Загуменных

Официальная советская пропаганда превозносила Степана Окулова, объясняя, что именно возглавляемый им полк летом 1919-го освободил Пермь от белогвардейцев. Замалчивалось, что Окулов в декабре 1918-го фактически способствовал сдаче города Колчаку. Части Белой армии тогда подступали к Перми со стороны Мотовилихи. Командир защищавшего поселок батальона попросил помощи у Окулова как у главы военного гарнизона. Тот пообещал помочь и собрал солдат, деньги и продукты, но отправился с ними в противоположную сторону — в направлении Култаево.

Батальон в результате был разбит, армия Колчака заняла Пермь. Сам Окулов бежал в Глазов, где его арестовали и приговорили к расстрелу, но потом помиловали в связи с военной необходимостью. Позднее Степан Окулов стал командиром 17-го Петроградского полка 29-й стрелковой дивизии, который в конце июня — начале июля 1919 года вступил в Пермь. То есть Окулов действительно участвовал в «выбивании» Белой армии из города. Но это делал и Путиловский стальной кавалерийский полк, который возглавлял Филипп Акулов.

Исследователи уверенно говорят: многие моменты героической биографии Окулова были позаимствованы у Акулова. Вероятно, поначалу это делали не специально: просто в разговорах и обсуждениях Окулов и Акулов сливались в одного персонажа. Постепенно появился миф о Степане Окулове, который, словно герой эпоса, справлялся со всеми врагами советской власти.

Фамилии Окулов и Акулов не только визуально похожи, у них еще и одинаковое происхождение. В основе лежит мужское имя или прозвище, которое в окающих и акающих говорах звучало по-разному: Окула и Акула (или Окул и Акул).

Предки Акулова и Окулова, вероятно, носили имя Акула (Окула). Это форма церковного имени Акила (еще одна версия — Вакула), которое связывают с латинским словом aquila — «орел».

Другой вариант: фамилии того и другого могли быть образованы от прозвища Акула (Окула), которым в говорах обозначали плутов или хвастунов.

Почему именно Окулов стал этим собирательным образом? Судя по всему, потому что был на слуху и на виду, причем с первого же дня после взятия Перми: его снова поставили руководить городским гарнизоном. Когда в условиях неразберихи начались погромы магазинов, с этим пришлось справляться Степану Окулову и его подчиненным. Этим он уже запомнился пермякам. Позднее, в 1920-е, Окулов возглавлял гарнизон и губернские части особого назначения, участвовал в боях под Чердынью, был окружным военным комиссаром. Затем стал председателем Пермского городского совета Осоавиахима.

Умер Степан Окулов в 1934 году — ему было 50 лет. К этому времени миф о герое-Окулове уже утвердился и потом развивался на протяжении нескольких десятилетий.

Филипп Акулов

Возможно, часть Дзержинского района и сегодня называлась бы микрорайоном Окулова. Но в конце 1960-х ветераны-революционеры во главе с Владимиром Сивковым (в честь него названа одна из улиц Перми) добились, чтобы перечень заслуг Степана Окулова пересмотрели. Они припомнили не только оставленную Окуловым без защиты Пермь, но и достижения Филиппа Акулова.

Филипп Акулов (справа) не бывал в микрорайоне Акуловском: тот появился уже после его отъезда из Перми

Результатом стало решение Пермского обкома КПСС об «объективной оценке роли С. А. Окулова в период гражданской войны» и исключение Степана Окулова из списка красных командиров, освобождавших Пермь. Еще одно последствие — в конце 1970-х микрорайон Окулова (или Окуловский) переименовали в Акуловский, чтобы он напоминал уже о Филиппе Акулове. Хотя улицу Окулова не тронули, оставили с тем же названием.

Филипп Акулов был на пять лет старше Степана Окулова. По официальным данным, он родился в 1879 году (хотя есть путаница в документах: в некоторых из них говорится о 1878-м и даже 1872-м) в деревне Шутино Пермской губернии (сегодня территория относится к Курганской области). Служил в гусарском полку, участвовал в Русско-японской войне. После увольнения в запас в 1905 году работал шахтером и полицейским урядником. В 1914-м его, как и Окулова, мобилизовали: Акулов воевал в стрелковых и кавалерийских частях. Не раз был ранен, даже попал в плен и, как говорят, сумел сбежать во время расстрела. Полный Георгиевский кавалер (то есть награжден орденами всех четырех степеней).

Вернувшись в родную деревню в начале 1918 года, Акулов стал народным судьей, потом — председателем сельсовета, а затем и волостным военным комиссаром. Вступил добровольцем в формирующийся полк Рабоче-крестьянской Красной армии и уже в августе стал его командиром, а позднее — командиром бригады стрелковой дивизии. Участвовал в боях с Белой армией по всему Уралу, в том числе — в битве за Пермь в декабре 1918-го.

В микрорайоне Акуловском можно увидеть и стандартные домики, похожие на дачные...
...и коттеджи высотой в несколько этажей

В Перми Филипп Акулов вновь оказался в конце июня 1919-го вместе с Путиловским стальным кавалерийским полком, командиром которого стал за несколько месяцев до этого. Организовав переправу через Каму, ранним утром 1 июля полк вступил в Пермь наряду с другими частями (в том числе — под руководством Степана Окулова). Можно сказать, эта дата стала точкой отсчета для путаницы Окулова и Акулова.

На военной службе Филипп Акулов находился до 1922 года, успев поучаствовать в Советско-польской войне. Потом его демобилизовали по состоянию здоровья. Акулов жил в сегодняшних Челябинской области и Екатеринбурге. Скончался в один год со Степаном Окуловым — в 1934-м (по другим данным — в 1933-м). Его именем назван не только микрорайон в Перми, но и улицы в Екатеринбурге, Оренбурге и других городах.

Улица Красноборская
Оцените контраст: высотки — в микрорайоне Комсомольском, от которого отделяет лишь улица Ветлужская

Ранее мы вспоминали историю пермских Бахаревок и разбирались, как они получили такое название. Также мы выясняли происхождение названий микрорайонов Заимка и Молодежный, Центральная Усадьба и Крольчатник, Гарцы и Загарье, Кислотные дачи.

При подготовке использованы материалы Госархива Пермского края, Пермского партархива, «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Даля, «Словаря древнерусских личных собственных имен» Николая Тупикова, «Словаря русских личных имен» Никандра Петровского, «Малого биографического словаря Прикамья», энциклопедии «Пермский край», книг Виктора Семянникова «Микрорайоны города Перми» и Валентины Бондаренко «От Нахаловки до Пролетарки», журнала «Ретроспектива».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем