Сегодня, 1 апреля, в Пермском театре оперы и балета состоится премьера оперы Вагнера «Летучий голландец» (16+). За день до премьеры солисты, исполняющие главные роли, и художник постановки рассказали, зачем они изучали психологию маньяков и знакомились с архитектурой коми-пермяцкой деревни.
Рихард Вагнер создал «Летучего голландца» в 29 лет. Однажды во время путешествий он стал свидетелем бури, которая произвела на него большое впечатление. После этого всего за семь недель композитор написал оперу «Летучий голландец». За основу он взял либретто по фантастической новелле Гейне о корабле-призраке и его капитане. Оперу исполняют на немецком языке.
Это третья совместная работа тандема режиссера Константина Богомолова, дирижера Филиппа Чижевского и художника Ларисы Ломакиной. В этом составе они дебютировали в 2018 году в работе над постановкой «Триумфа Времени и Бесчувствия» (18+) Генделя в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Второй работой на оперной сцене стала нашумевшая «Кармен» (18+) Жоржа Бизе, поставленная в Перми и получившая шесть номинаций «Золотой маски» в 2022 году.
«Это не просто желание выпендриться, удивить и как-то разнообразить. Это уже другое мышление»
На пресс-конференции за день до премьеры художница Лариса Ломакина рассказала, что действие оперы авторы перенесли в северную деревню, в основе которой — собирательный образ глухих далеких деревень Пермского края. В костюмы они ввели детали коми-пермяцкой одежды, а на одной из героинь даже будет узнаваемый «рогатый» кокошник шамшур.
— Мне кажется, соединение двух несоединимых миров дает возможность подумать, что эта история возможна и в наше время, и в вашем чудесном крае или в какой-то другой местности, — говорит Лариса Ломакина.
По ее словам, авторы постарались переложить эпос, который заложен в музыке, на современный лад.
— Хотели сделать не просто историческую реконструкцию, хотя это тоже, наверное, здорово, а чтобы было интересно зрителю, — признаётся сценограф и автор костюмов. — Чтобы он почувствовал, что это за разница миров, кто такой голландец, кто может быть таким голландцем. Опасность голландца не сразу всем понятна, за ним тайна.
Художница отмечает, что на этот спектакль нужно идти без предвзятого мнения, «с открытым сердцем, ушами и глазами».
— 2023 год на дворе, мы многое уже знаем про современную оперу, что хотят сказать современные режиссеры, — говорит Лариса Ломакина. — Это не просто желание выпендриться, удивить и как-то разнообразить. Это уже другое мышление. Любая ария, любая тема поется очень долго. Это такая штука — называется «опера». А мы живем куда быстрее, привыкли к каким-то монтажным стыкам. Человек, просто стоящий и поющий статично, — уже немножко сложно переживаемая вещь. А мы хотим какого-то экшена.
Художница отметила литературную часть спектакля. Титры, составленные Константином Богомоловым, направят зрителя и помогут ему сориентироваться во время оперы.
В изображении архитектуры на сцене зрители увидят коми-пермяцкие домики, но в уменьшенном масштабе — «словно на расстоянии, подобно мечте», по словам художницы. Некоторые образы навеяны памятниками Хохловки. Из цветов — много серого, что связано с длинными мрачными буднями жителей. Компенсацией серого станут красные оттенки в национальных костюмах. По словам художницы, красный символизирует солнце, надежду, радость, весну и красоту.
«Может быть, в детстве у них был шок, что-то в них сломалось»
По сюжету мистической легенды о Летучем голландце главный герой обречен на вечное скитание по морям. Если ему удастся найти верную жену, он будет прощен; если же она окажется неверна, она тоже будет проклята. Во время путешествия Голландец попросил у норвежца Даланда руку его дочери Сенты, в которой он видит свою освободительницу, и она клянется ему в верности.
Роль Голланда в пермском спектакле исполнит Энхбат Тувшинжаргал (известный зрителям по роли Евгения Онегина в одноименном спектакле (12+) и запомнившийся по роли Эскамильо в опере «Кармен» (16+) и другим). Во время пресс-подхода накануне премьеры артист рассказал журналистам, что для роли ему пришлось осваивать немецкий, который оказался сложным из-за множества согласных. Также Энхбат много работал над психологией героя — таинственного и зловещего преступника.
— Я совсем другой — очень эмоциональный, и если мне что-то не нравится, я сразу скажу, и если нравится, тоже скажу, — признаётся артист. — А у Голландца всё под контролем, он контролирует других людей. Константин Юрьевич [Богомолов] дал мне трудное задание, это сложная психология. Я много работал сам с собой, с зеркалом, смотрел много роликов, настоящие документальные интервью с преступниками, маньяками. Я их не виню, но мне стало интересно, почему они так сделали. Может быть, в детстве у них был шок, что-то в них сломалось. Я их не защищаю, но в человеческом смысле они тоже люди, только сумасшедшие или психи.
Артист говорит, что он не сразу может выйти из образа, поэтому десять минут проводит наедине с собой в гримерке после спектакля.
Роль Сенты исполняет Анжелика Минасова (роль Татьяны в «Евгении Онегине», Фаты Морганы в опере «Любовь к трем апельсинам» (6+), Микаэлы («Кармен» Бизе) и другие).
— Это вторая продукция с Константином Юрьевичем, — говорит актриса. — С ним легко работается. В конце января я дебютировала с этой ролью в Мариинском театре, но в другой редакции. Менять редакцию — это было самое сложное. Там классическая постановка, а здесь необычная. Пришлось погружаться в эту историю, смотреть документальные фильмы с женами заключенных, чтобы достоверно представить свой образ. Я совершенно другая. По-человечески я могу понять мою героиню. Она влюбилась в маньяка, идет под венец и совершает убийство самой себя. Я глубоко в это погрузилась, мотивы у всех разные: для кого-то это тюремная романтика, кого-то прельщает, и эти письма, которые заключенные пишут своим женщинам на волю, они живут этими письмами. Кажется, что если он выйдет на свободу, то он обязательно изменится, он всё бросит, я его спасу. Это, наверное, главная мысль всех этих женщин.
В Пермском оперном премьера «Летучего Голландца» (16+) состоится 1, 2, 4 и 5 апреля 2023 года. Кроме этого, оперу покажут в Москве, в театре-копродюсере «Новая опера».
Ранее мы рассказывали, что в Перми стали известны даты проведения и программа открытия и закрытия Дягилевского фестиваля — 2023.
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.