Культура подробности Уберут перекрытия и вернут главки. Проектировщик перестройки здания Пермской галереи рассказал, что в нем изменится: эскизы

Уберут перекрытия и вернут главки. Проектировщик перестройки здания Пермской галереи рассказал, что в нем изменится: эскизы

Здание будут перестраивать под нужды церкви — до революции в ней был Спасо-Преображенский собор

Сейчас здание галереи исследуют, чтобы перестроить под собор

До 1 декабря Пермская галерея должна перевезти всю свою коллекцию на «Телту» и покинуть здание собора, которое будут готовить для реконструкции под нужды церкви. Уже сейчас проектировщики пермской компании «Вайт Хилл» исследуют историческое здание и разрабатывают проект его перестройки. Руководитель компании и проекта реконструкции Алексей Макаев рассказал, как изменится постройка. Вспоминаем историю здания, рассказываем, что с ним будет, и публикуем эскизы проекта.

По данным сервиса «Контур Фокус», ООО «Вайт Хилл» образовано в 2021 году и специализируется на строительстве и разработке проектов. Генеральный директор — Алексей Макаев, который также является соучредителем и руководителем ООО «ПРОМИНКОМ», ведущего деятельность с 2005 года. Компания взяла в аренду на 49 лет дореволюционное здание бывшей поликлиники по улице Пермской, 45 и сейчас занимается его реставрацией. Также компания отреставрировала старинный особняк Грацинского у ЖК «Виктория», который тоже арендовала у муниципалитета.

Колокольня стояла отдельно

До революции в здании находился Спасо-Преображенский собор. Его строили с конца XVIII до середины XIX века. Сначала по проекту губернского архитектора Петра Васильева в стиле барокко был построен храм с куполом (сейчас это восточная часть здания галереи, где находилась деревянная скульптура). Отдельно была возведена колокольня. Изначально она была задумана архитектором в стиле барокко, но из этого проекта реализовали лишь нижние части. Два верхних яруса были проектированы Иваном Свиязевым в стиле классицизма. Со строительством колокольни специалисты связывают также имя московского архитектора Петра Таманского.

Проект Петра Васильева
Проект Ивана Свиязева. Сравните ярусы на предыдущей картинке

В середине XIX века по проекту архитектора Григория Летучего проходом соединили собор и колокольню. Но и на этом перестройки не закончились. В конце XIX века за реконструкцию собора взялся архитектор Александр Турчевич, по проекту которого у здания появились еще южный и северный приделы (там сейчас находятся кабинеты научных сотрудников и хранителей), главки (не сохранились до наших дней) и расширенное северное крыльцо.

Перестройка собора по проекту Григория Летучего. Красным выделены планируемые части (боковые пристройки не были осуществлены)
Интерьеры собора
Иконостас был привезен из Пыскорского монастыря до революции

После революции собор был закрыт и пустовал. В 1930-е годы здание адаптировали под нужды художественной галереи. В те годы, когда советская власть боролась с религией и уничтожала церкви, галерейщикам удалось спасти собор от разрушения, создать условия для сохранения как произведений, так и здания. По проекту архитектора Николая Шварёва колокольню соединили межэтажным перекрытием с архиерейским домом (где в советские годы размещался краеведческий музей), реконструировали ризницу, расположенную с северной стороны входа: внизу появился лекционный зал, наверху — реставрационные мастерские и кабинеты для сотрудников.

Галерея въехала в практически пустующее полуразрушенное здание
Интерьеры галереи в советское время

В годы войны в галерее разместили эвакуированные коллекции столичных музеев. В 1946 году во время праздничного фейерверка в шпиль галереи попала ракета, и какое-то время колокольня была без него.

Позднее, в 1954–1958 годах, для увеличения выставочных площадей по проекту архитектора Давида Рудника (автора кинотеатров «Октябрь», «Кристалл», здания «Пермэнерго» и других) в галерее построили перекрытия второго и третьего этажей, пространство зонировали на залы.

Начиная с 1980-х годов сотрудники галереи не раз поднимали вопрос о необходимости переезда разросшейся коллекции из старого здания в просторное и более современное, соответствующее условиям хранения произведений. Власти устраивали конкурс за конкурсом, но ни один из победивших проектов не был воплощен.

В 2011 году, согласно изменениям в федеральном законодательстве, здание передали Российской православной церкви. Но строительство нового здания тогда не было инициировано, и Пермская епархия предоставила собор галерее на правах безвозмездной аренды.

В 2019-м году власти одобрили проект нового здания галереи, разработанный бюро SPEECH, в 2020-м разыграли конкурс на выбор генерального подрядчика. Сейчас новое здание строят на территории Завода Шпагина, сдать его должны в 2024 году. Сейчас фонды галереи временно перевозят в здание бывшего телефонного завода «Телта», где уже устроены реставрационные мастерские. Там же планируют открыть выставочный зал, на первой выставке покажут коллекцию Древнего Египта и мумии. Здание собора нужно освободить до 1 декабря, сейчас готовится проект по его перестройке под нужды церкви.

Уберут перекрытия, вернут главки: каким будет здание

Проект по перестройке разрабатывает пермская компания «Вайт Хилл». Ее руководитель Алексей Макаев на «Ночи искусств» в галерее рассказал, как изменится здание. Главная задача проекта — вернуть дореволюционный исторический вид интерьерам и приспособить собор под нужды церкви.

Так, здесь уберут этажные перекрытия, восстановят балконы, реконструируют северную и южную паперти. Алексей отметил, что при реконструкции большое внимание уделят очистке стен и постараются максимально сохранить старую живопись.

Красным цветом отмечены части, которые демонтируют, зеленым — то, что восстановят
Будут восстановлены хоры
Несколько фресок на первом этаже раскрыли от поздних слоев краски во время ремонта в начале 2000-х

Что касается внешнего вида, специалисты восстановят снесенные главки по аналогии с историческими фотографиями.

Будут восстановлены две боковые утраченные главки и реконструирована главка над куполом

В ризнице (это пристройка к колокольне, ближе к Каме, где находятся реставрационные мастерские) демонтируют окна и восстановят их первоначальный вид, внутри уберут перегородки, которые сейчас делят пространство на кабинеты.

Также строители вернут переходную галерею из архиерейского дома в собор (где сейчас служебные помещения и библиотека), демонтируют перекрытия, восстановят оконные проемы и ворота, у которых раньше были прозрачные стёкла.

В этой части вернут арочные окна, а на воротах — стёкла

Отдельное внимание уделят колокольне. Так как на нее хотят вернуть колокола, по предварительным расчетам, конструкция потребует усиления.

Сейчас проектировщики продолжают исследовать здания, сверяясь с историческими чертежами. Проектирование находится в стадии создания эскизов, часть из которых мы представили в этом тексте.

Предположительно, проект пройдет экспертизу до конца 2024 года, после чего начнется постепенная реконструкция. По словам проектировщика, говорить об открытии собора еще равно — реставрационные работы займут не менее двух лет.

Ранее мы рассказывали, что в галерее нашли потайной ход и фрески с херувимами.

Чтобы первыми узнавать обо всем, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем