RU59
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Перми

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +10

2 м/c,

южн.

756мм 57%
Подробнее
5 Пробки
USD 92,13
EUR 98,71
Политика Пермская КПРФ купила офис в элитном доме за 35 миллионов. Откуда деньги и при чём тут «государственная игла»?

Пермская КПРФ купила офис в элитном доме за 35 миллионов. Откуда деньги и при чём тут «государственная игла»?

Разбираемся в многомиллионной сделке и источниках финансирования политических партий

В этом красивом элитном доме в самом центре Перми теперь находится офис крайкома КПРФ

В феврале 2021-го пермский крайком КПРФ опубликовал в Instagram первые фото из нового офиса. Скромные однотонные стены, красные плакаты с серпом и молотом — в общем, внешне ничего особенного, если не знать, в какой локации и за какую сумму приобрели это помещение. Офис площадью 310 квадратных метров находится в элитном доме в центре Перми и, судя по объявлению о продаже, стоил 35,65 миллиона рублей. Мы узнали, где коммунисты взяли деньги и откуда вообще получают финансирование политические партии.

«Роскошный Лондон, культовый Чикаго»


Впервые фото из нового офиса в Instagram крайкома КПРФ опубликовали 11 февраля 2021 года. Идентифицировать помещение было просто — ранее его арендовала редакция 59.RU.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

Новый офис КПРФ расположен в небольшом бизнес-центре на втором этаже «Дома на Вознесенской» на улице Луначарского, 32а. Застройщик «ГлавСтройИндустрия» позиционирует здание как клубный элитный дом, где можно комфортно жить среди людей «своего» круга. В здании всего 40 квартир, для машин владельцев каждой из которых есть место в подземном паркинге, на уровне четвертого этажа — частный сквер с детской площадкой, в отделке использован натуральный камень.

«"Дом на Вознесенской" вдохновлен лучшими домами мировых столиц: роскошный Лондон, иконический Манхэттен, культовый Чикаго. Не нужно никуда ехать. Роскошь красивой жизни уже в Перми», — обещает застройщик.

Предложений о покупке недвижимости в «Доме на Вознесенской» немного — нам удалось найти в продаже только две квартиры и одно помещение свободного назначения. Трехкомнатная квартира площадью 83 квадратных метра с черновой отделкой обойдется покупателю в 15 миллионов рублей, а за шестикомнатный пентхаус на 17–18-м этажах «с дизайнерским ремонтом, собственными лифтом, зоной барбекю, верандой, летним садом и выходом на террасу, откуда открывается шикарный вид на город», просят 73 миллиона рублей. Часть помещений пентхауса находится под стеклянным куполом (ранее мы рассказывали о том, как и зачем его создавали).

Крыша «Дома на Вознесенской» увенчана куполом

Помещение свободного назначения — это 110,5 квадратного метра нежилой площади на первом этаже. Продавцы говорят, что там можно организовать занятия фитнесом, танцами, единоборствами, разместить салон красоты или студию звукозаписи. Стоимость объекта — 9,85 миллиона рублей.

Объявление о продаже помещения, которое занял пермский крайком КПРФ, уже ушло в архив, но до сих пор доступно для просмотра. Как видно на плане, окна офиса выходят на три стороны, у помещения есть основной и запасной выходы, два санузла. Заявленная стоимость недвижимости — 35,65 миллиона рублей.

Холл дома выглядит по-настоящему шикарно

Что еще можно сделать на эти деньги?


Жителю Пермского края со средней зарплатой в 39 902,8 рубля (по данным Пермьстата за январь-ноябрь 2020 года), чтобы купить такой офис, пришлось бы откладывать всю зарплату в течение 74 лет.

Для понимания масштаба суммы мы изучили сайт госзакупок. Оказалось, что на 35,65 миллиона рублей можно выполнить первый этап реконструкции улицы Революции от Центрального рынка, отремонтировать мост через Чусовую, построить пожарное депо, небольшой сельский детсад, газовую котельную для поселка или капитально отремонтировать многоквартирный дом.

А еще, по данным директора российского благотворительного фонда «Помощь семьям СМА» Александра Курмышкина, 35,65 миллиона хватит на один-два года (в первый год терапии требуется в два раза больше доз) лечения «Спинразой» ребенка со смертельно опасным заболеванием — спинальной мышечной атрофией. Подробно об этом заболевании и о том, как людей с ним (не) лечат в Пермском крае, мы рассказывали по ссылке.

Стоимость одного квадратного метра нового офиса крайкома КПРФ — 115 тысяч рублей. По данным «Авито Недвижимость» за октябрь 2020 года, средняя цена метра площадей свободного назначения в Перми — 42 тысячи рублей, а офисной недвижимости — 51 тысяча рублей. Так что 300-метровый офис в «Доме на Вознесенской» со всех сторон выглядит дорого.

Нам известна стоимость только одного офиса (площадью 310 метров), поэтому мы использовали для инфографики только его

За чей счет недвижимость?


Первый секретарь пермского крайкома КПРФ Ксения Айтакова сообщила 59.RU, что не уполномочена разглашать точную сумму, потраченную на покупку офиса (теоретически она может отличаться от указанной в объявлении). Но, по ее словам, купили не одно помещение, а целых два — общей площадью около 400 квадратных метров (судя по плану этажа, 377,8 квадратного метра). Второй объект также находится на втором этаже бизнес-центра.

— Оба помещения приобрел центральный комитет коммунистической партии, они находятся в его собственности, — объяснила Айтакова.

UPD: уже после публикации текста мы нашли в архиве объявление о продаже второго офиса на втором этаже бизнес-центра. За помещение площадью 67,5 квадратного метра застройщик просил 6,375 миллиона рублей. Судя по ценам, заявленным в объявлениях, покупка обоих помещений обошлась КПРФ в 42 миллиона рублей.

Как сообщила коммунистка, предыдущий офис пермского крайкома на Ленина, 38а сейчас продают. Нам удалось найти объявление о продаже, но оно уже перемещено в архив. Судя по тексту объявления, предыдущее помещение крайкома КПРФ было существенно меньшей площади — всего 102 квадратных метра. Заявленная цена — 6 миллионов рублей.

По словам Ксении Айтаковой, деньги на приобретение офиса и другие нужды партия получает из разных источников, например из федерального бюджета.

— Каждой партии, которая участвует в выборах федерального уровня и набирает не менее 3% голосов, по закону обязаны перечислить из бюджета деньги за каждый голос, — объяснила первый секретарь. — Кроме того, партия получает пожертвования от физических и юридических лиц, членские взносы. 20% от собранных в крае взносов мы перечисляем в центральный комитет. Он аккумулирует все средства и распределяет их по регионам.

По словам политолога, председателя регионального отделения движения «Голос» (не является иностранным агентом, не стоит путать с МОФ «ГОЛОС-Урал», включенным в этот реестр) в Пермском крае Виталия Ковина, политические партии также вправе получать доход от предпринимательской деятельности (например, изготавливать и продавать вещи со своей символикой), от проведения мероприятий (сюда можно отнести платные семинары и лекции), от гражданско-правовых сделок (в это понятие в том числе входит продажа имущества или сдача его в аренду. Кроме того, партии могут брать займы и тратить их на свою работу.

План этажа бизнес-центра «Дома на Вознесенской». В КПРФ говорят, что приобрели оба помещения

— Политическая партия, набравшая не менее 3% голосов на федеральных выборах, получает из бюджета 152 рубля за каждый голос, — уточнил политолог информацию Ксении Айтаковой. — В случае с президентскими выборами выплата производится один раз, с думскими выборами — каждый год срока работы созыва.

Как объяснили в избирательной комиссии Пермского края, партии и их региональные отделения ежеквартально отчитываются о поступлениях и расходованиях средств. Тратить деньги партии могут на содержание региональных отделений и руководящих органов, проведение съездов, конференций, собраний, публичных мероприятий, на собственные СМИ и образовательные учреждения, финансирование избирательных кампаний и так далее. Владеть недвижимостью, а значит, и приобретать ее федеральный закон «О политических партиях» не запрещает.

Другие пермские отделения политических партий находятся не в столь элитных зданиях, как КПРФ. Например, у «Единой России» один из офисов находится в скромном одноэтажном пристрое к жилому дому на Плеханова, 12. Второй офис — в жилом доме начала 2000-х на Советской, 36. ЛДПР долгие годы занимает сравнительно небольшое помещение в десятиэтажке на Островского, 49. «Справедливая Россия» работает в компактном офисе на шестом этаже ТЦ «Алмаз».

Россия дарит партиям миллиарды


По информации с сайта Избирательной комиссии РФ, в 2020 году «Единая Россия» получила перечислений из федерального бюджета на 4 миллиарда 336 миллионов рублей, КПРФ и ЛДПР — по миллиарду каждая, а «Справедливая Россия» — почти полмиллиарда. Суммарно этой политической четверке перечислили 6,95 миллиарда.

На эти деньги можно целый год обеспечивать жизнь города Березники (расходная часть его бюджета — 5,183 миллиарда) и еще нескольких небольших округов вроде Чердынского или Октябрьского (в дефиците будет всего около 100 миллионов). А еще на 6,95 миллиарда можно построить полтора новых здания для Пермской художественной галереи, возвести семь школ, сравнимых с той, что никак не может открыться в Красных казармах, четыре инфекционные больницы по казанскому проекту, расселить из аварийного жилья 10 тысяч человек или спасти жизни многих детей, проведя им операции или приобретя лекарства, на которые сейчас собирают средства через благотворительные фонды.

Оказалось, что у всех четырех партий федеральные дотации являются основной доходной частью их собственного бюджета. Так, доходы «Единой России» на 53,91% состоят из государственных вливаний, КПРФ — на 95,35%, ЛДПР — на 87,8%, «Справедливой России» — на 96,89%.

Руководство партий потом распределяет эти средства, в том числе переводит часть денег регионам. Так, по данным избирательной комиссии Пермского края, прикамское отделение «Единой России» в 2020 году получило от своих федеральных коллег порядка 37,7 миллиона, КПРФ — почти 13 миллионов, «Справедливая Россия» — 3,3 миллиона, ЛДПР — 461 тысячу. Эти суммы составляют большую часть бюджета трех из четырех региональных отделений. Исключение — только «Справедливая Россия», в 2020 году получившая два крупных пожертвования на общую сумму 20 миллионов рублей.

О вреде «государственной иглы»


По словам Виталия Ковина, партии фактически «сели на государственную иглу» — в финансовом плане они заняты в основном получением государственных средств и их тратой, материальная поддержка избирателей и бизнеса не имеет для них ключевого значения.

Проблемы, которые возникают в политической системе из-за этой особенности финансирования деятельности партий, подробно рассматривает движение «Голос». Один из их докладов можно прочитать по ссылке.

«Почти двукратный разрыв в финансовой обеспеченности "Единой России" и всех остальных парламентских партий вместе взятых не оставляет шансов на формирование в России конкурентного политического поля в ближайшее время. В значительной степени этот разрыв достигается за счет государственного финансирования партий. Средства налогоплательщиков, получаемые парламентскими партиями из федерального бюджета по решению самих же депутатов от этих партий, являются доминирующим источником дохода, — считают в "Голосе". — <...> При этом существующая модель госфинансирования не привела к усилению политических партий и интенсификации их работы на местном уровне. Наоборот, наблюдается всё большая бюрократизация партийного аппарата и снижение зависимости партийных функционеров от избирателей. Не растет и количество членов партий и вовлеченность сторонников в их деятельность».

«Голос» рекомендует уменьшить господдержку и в перспективе заменить ее на налог, который граждане, если пожелают, могут обязаться выплачивать в пользу одной из партий. По мнению общественников, это мотивирует политические организации более тесно взаимодействовать с избирателями и сделает партии финансово зависимыми от людей, а не от государства.

Виталий Ковин также считает серьезную финансовую зависимость партий от государственного бюджета негативным фактором. По мнению политолога, получая средства от бюджета, а не от пожертвований, партии отдаляются от избирателей и не заинтересованы в работе с ними вне избирательных кампаний.

— Бюджетные деньги часто воспринимаются как государственные, а не как деньги налогоплательщиков. В результате российские партии могут не чувствовать того объема ответственности перед избирателями, который чувствуют партии стран, где наиболее объемными статьями доходов являются пожертвования и членские взносы, — прокомментировал пермский политолог.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем