Министерство транспорта Пермского края планирует начать строительство транспортно-пересадочного узла «Пермь II» возле одноименного железнодорожного вокзала в 2023 году. Об этом на прошлой неделе заявил руководитель ведомства Андрей Алякринский. Рассказываем, что известно об этом объекте на сегодняшний день.
Что такое ТПУ?
Транспортно-пересадочный узел подразумевает объединение нескольких видов транспорта разного предназначения для комфортной пересадки при дальних поездках. В одном месте предполагается объединить межмуниципальные автобусы и электропоезда с городским общественным транспортом.
На планируемый ТПУ «Пермь II» кроме электричек и городских автобусов с трамваями будут заведены и все межмуниципальные автобусы, которые сегодня останавливаются на центральном городском автовокзале — от его использования власти намерены отказаться. На ТПУ «Мотовилиха» предполагалось сконцентрировать все межмуниципальные автобусы северо-восточного направления, чтобы не пропускать лишний транзитный трафик через центр города.
В случае возведения нескольких разных объектов (например, отдельно автовокзала и отдельно железнодорожного вокзала) предполагается разместить всю инфраструктуру компактно на одной территории. В ранее опубликованных концептах ТПУ «Пермь II» были обозначены планы по строительству прямого перехода между историческим зданием железнодорожного вокзала (его планируют реконструировать) и возводимым автовокзалом, который будет стилизован как железнодорожный и разместится с другой стороны Транссиба.
Почему именно на Перми II?
Концепция ТПУ предполагает концентрацию нескольких видов общественного транспорта рядом с так называемой вылетной автомобильной магистралью — она обеспечивает скоростную транспортную связь для выезда из центра города. Это необходимо, чтобы межмуниципальные автобусы не создавали лишний трафик на улицах и быстро перевозили пассажиров между разными территориями региона — поэтому лишних остановок в городской черте у них нет. При этом учитывается и расположение железнодорожных путей, по которым курсируют пригородные электрички и поезда дальнего следования.
Вылетной автомагистралью рядом с ТПУ «Пермь II» будет проектируемая и возводимая сейчас улица Строителей, которая будет граничить с территорией транспортно-пересадочного узла. Эта дорога позволит автобусам следовать, минуя городской трафик как в сторону Западного обхода Перми, так и на улицы Стахановская-Чкалова, с которых напрямую доступны Восточный и Южный обходы Перми. В свою очередь железнодорожный вокзал Пермь II — крупнейший в городе хаб для пассажиров железнодорожного транспорта.
История проекта
Впервые о планах появления ТПУ региональные власти сообщили при руководстве регионом губернатора Максима Решетникова. Согласно изначальным планам, ТПУ должны были появиться на Перми II и Мотовилихе, однако после смены губернатора от ТПУ в Мотовилихе власти отказались. Сдвинулись при этом и сроки реализации: вместо планируемого завершения строительства в 2023 году теперь в год 300-летия Перми власти планируют только начать стройку.
Почему так долго?
Перенос сроков вызван несколькими причинами. Одна из них — покупка в 2018 году региональными властями у РЖД товарного двора, которую в судебном порядке требовала отменить прокуратура. Однако в 2021 году Арбитражный суд признал сделку законной и после этого были сняты обеспечительные меры, которые задерживали разработку проекта.
Также затягивающим фактором стал пересмотр проектов своего предшественника новым губернатором Прикамья Дмитрием Махониным. Кроме отказа от ТПУ «Мотовилиха» глава Пермского края отправил на пересмотр и доработку имеющийся концепт ТПУ «Пермь II». Дмитрий Махонин в 2020 году предложил сделать еще несколько концептов и предложить выбрать понравившийся дизайн жителям, однако последнее так и не произошло. Итоговый вариант дизайна выбрали в РЖД, поскольку они будут заказывать и оплачивать строительство.
Кто за всё это заплатит?
Инвестировать в разработку, строительство и организацию ТПУ «Пермь II» правительство Пермского края планирует совместно с РЖД. Стоимость реализации проекта станет известна после окончания проектирования. Согласно сделке региональных властей с железнодорожниками, после продажи Товарного двора ОАО «РЖД» на свои (в том числе вырученные 799 миллионов рублей со сделки) средства построит ТПУ. В то же время выкупленную территорию бывшего товарного двора власти планируют использовать для возведения ряда других объектов. В 2019 году проект предварительно оценили в 2,5 миллиарда рублей.
На каком сейчас этапе реализация проекта?
— Продолжается проектирование пересадочного узла «Пермь II», — рассказал сегодня, 15 июня, на заседании Правительства Пермского края глава Минтранса Андрей Алякринский. — Срок окончания проектирования — конец 2022 года.
Согласно предварительным планам министра транспорта Прикамья, в первом квартале 2023 года РЖД должны получить положительное заключение государственной экспертизы проекта ТПУ. После этого железнодорожники смогут приступить к поиску подрядной организации для строительства транспортного объекта.
— Задача по началу реализации данного объекта — это наша дата Пермь-300. Я думаю, что в июле-августе следующего года мы должны уже увидеть технику, которая будет заниматься реализацией проекта, — сообщил Андрей Алякринский.
На официальном сайте 300-летнего юбилея Перми обозначен срок строительства ТПУ «Пермь II». Региональные власти намерены завершить стройку транспортно-пересадочного узла и ввести его в эксплуатацию в 2025 году.