В декабре из пермских и московских больниц выписали последних пострадавших во время стрельбы в ПГНИУ. Всего в день трагедии травмы и ранения получили более 40 человек (6 из них погибли). Длительное лечение понадобилось студенту химического факультета Обайд Абдулле, он был госпитализирован трижды и почти три месяца провел в больницах. 9 декабря парня наконец выписали, и мы смогли навестить его. Рассказываем, каким день ЧП запомнил будущий фармацевт и как у него дела сейчас.
20 сентября
В день трагедии у Абдуллы были пары по фармакологии. В перерыве между ними он вышел за пределы студгородка вместе со своим другом Ашрафом, а когда возвращался, увидел бегущих студентов.
Ребята попытались узнать, что происходит, но никто им не отвечал. Ашраф попросил друга оставаться на месте и пошел ближе к университету, чтобы узнать, что произошло. В это время Абдулла заметил лежащую девушку и подошел к ней, чтобы помочь, но что случилось, она объяснить не могла — была сильно напугана.
— Пока я с ней находился, увидел стрелка, тогда он ранил меня в правую ногу. Я взял девушку за руку, и мы побежали, тогда он [Бекмансуров] выстрелил в меня во второй раз и попал в левую ногу. Я упал около фонтана, и ничего не видел — только как студенты прыгают из окон. В тот момент я думал, что умру.
С ранениями у фонтана Абдулла пролежал 15 минут, после к нему прибежали врачи — только тогда стало немного спокойнее.
Тимур Бекмансуров стрелял из дробовика, поэтому, сделав пару выстрелов в сторону Абдуллы, он ранил его 10 раз.
Его, как и других раненых, сразу госпитализировали — тогда студент попал в Краевую клиническую больницу. Врачи диагностировали сквозное ранение кишки, голени, оскольчатые переломы костей голени со смещением и другое.
Изначально Абдулла находился в сознании, переписывался с друзьями, но после удаления дроби и первых операций впал в кому, в которой провел 5 дней.
После комы
На следующий день Абдуллу и еще шестерых пострадавших увезли в московские клиники самолетом санавиации.
— Через 4 дня я пришел в себя и узнал, что я в Москве и что со мной случилось. В реанимации я провел 15 дней, и московские врачи не давали прогнозов по поводу живота и ног, но пули в животе назвали причиной, по которой я впал в кому. После нее я чувствовал сильную усталость, болело всё тело. Очень переживал за ногу — смогу ли я ходить.
В Москве Абдулла провел 55 дней. В столичной клинике он занимался лечебной физкультурой и впервые встал на ходунки — ими придется пользоваться еще несколько месяцев.
Восстановиться ему помогали не только врачи, но и вся семья. Мама, папа и сестра приехали в Москву из Ирака, с родины пострадавшего, а брат — из Волгограда. В Пермь Абдулла вернулся с отцом и братом — они искали квартиру в аренду, пока пострадавший долечивался в травматологии (ему провели еще несколько операций). До трагедии он жил в общежитии — но там приходить в себя было бы сложно.
— Он пострадал в мой день рождения. У меня в Перми много друзей, я тут тоже учился. Они мне звонят-звонят, я скидываю, потому что учеба у меня. Думал, что хотят поздравить. Один отправил фото и голосовое сообщение — я был в шоке вообще. Они говорили, будто он умер уже. Позже он сам позвонил мне из больницы, сказал, что всё нормально. Еще через несколько часов мы узнали, что у него внутреннее кровотечение и он впал в кому.
Хосе рассказал о произошедшем в своем университете, и ему разрешили учиться дистанционно столько, сколько потребуется. В Пермь приехал еще и отец Абдуллы, но он не разговаривает по-русски, и визу пока дали только на три месяца. Поэтому за поездки и походы по магазинам отвечает Хосе.
— Когда мы приехали в Москву, мне, маме и сестре не разрешали попасть в больницу из-за коронавируса. Через неделю разрешили только маме, потом я приходил уже с ней, — рассказывает отец Абдуллы Мэйтон. — Когда увидели его в первый раз, были в шоке — у него ранен живот, на ноге несколько операций. Я даже не могу объяснить это чувство. Нам было жаль, что студенты погибли из-за какого-то больного человека. Надеюсь, этого больше никто не испытает.
«Кажется, что это может случиться еще раз»
Сейчас Абдулле всё равно приходится наблюдаться в больнице, а через 4 месяца ему предстоит еще одна операция. Из-за того что пули прошли сквозь кишку, студент должен соблюдать определенную диету — нельзя даже сладкие фрукты.
Восстановиться психически помогал брат его мамы — он психолог. В ПГНИУ тоже обещали поддержку, но со специалистом Абдулла пока не связывался. Созванивался только с администрацией, там ему высказали слова поддержки. Также универ перечислил пострадавшему обещанные выплаты.
— Честно — я не как раньше отношусь к университету. Надо время, я думаю. Боюсь сам ходить на улицу, потому что кажется, что это может случиться со мной еще раз. Пока комфортно дома. Со мной семья — это самое хорошее, с ними я чувствую себя в безопасности. Чтобы было безопасно в университете, нужно больше охраны. Ее было мало, если так случилось, пропуски у нас проверяли не каждый раз, а в день трагедии охранника я не видел.
После полного восстановления Абдулла хочет выйти на очную учебу — в университете в целом ему нравилось. А после окончания вуза уехать в Москву, начать работу фармацевтом и получить там второе высшее образование, но уже в направлении бизнеса.
В день трагедии самое большое количество пострадавших привезли в Краевую больницу, тогда врачи сразу приступили к экстренным операциям — одновременно проводили девять. Некоторых специалистов пришлось вызвать из отпусков. Даже тех, кто находился в тяжелом состоянии с огнестрелами, удалось спасти. Некоторые студенты не попали под пули, а пострадали в то время, когда пытались спастись — им пришлось прыгать из окон, когда стрелок вошел в корпус университета. Их направили в травматологию с переломами и ЧМТ. От ранений во время трагедии скончались 6 человек, одна из убитых — известный медик, которая пришла в тот день с внуком на экскурсию в ботанический сад. Группу маленьких туристов оперативно спрятали, а вот Маргарита Энгаус попала под пули.
Суд по мере пресечения над 18-летним убийцей состоялся прямо в актовом зале Краевой больницы — он тоже находился там как пациент, потому что был ранен при задержании. В октябре Дзержинский суд Перми предъявил студенту обвинение и в качестве меры пресечения назначил два месяца в СИЗО. Бекмансуров не стал обжаловать это решение. Его подозревают в убийстве двух и более лиц, покушении на убийство двух и более лиц, посягательстве на жизнь полицейского. Ему грозит пожизненное.
7 декабря заседание о продлении меры пресечения прошло без участия Бекмансурова. С 17 ноября обвиняемый находится в Санкт-Петербурге в стационаре на психиатрической и наркологической экспертизе.