Исполняющий обязанности замглавы администрации Перми Сергей Красильников в ходе часа депутата представил доклад о результатах реализации новой транспортной модели в городе. Он обозначил положительные и отрицательные изменения, а также обозначил планы по дальнейшему развитию муниципального общественного транспорта.
К положительным последствиям транспортной реформы власти относят обновление подвижного состава автобусов и трамваев. За последний год было обновлено 70% автопарка: транспортные компании приобрели 613 новых автобусов, что сократило средний возраст подвижного состава до двух с половиной лет. Вместе с тем до 10 лет снизился и средний возраст городских трамваев — благодаря покупке новых вагонов моделей «Лев» и «Львёнок».
Среди преимуществ докладчик обозначил и охват общественным транспортом новых микрорайонов, рост уровня качества и безопасности отрасли, а также внедрение безналичной оплаты проезда и тарифного меню. По итогам первого квартала 2021 года доля наличных платежей сократилась до 23%, 16% пассажиров пользуются бесплатной пересадкой.
В качестве недостатков и. о. вице-мэра Перми назвал увеличение нагрузки на городской бюджет, а также неоднозначную реакцию жителей на изменения маршрутной сети в ходе снижения доли дублирования маршрутов. Власти планируют провести точечную работу с маршрутами, исходя из анализа существующего пассажиропотока.
Ранее дептранс анонсировал точечное изменение маршрутной сети и увеличение количества рейсов на загруженных маршрутах. При этом власти уже продлили маршрут № 30 до микрорайона Садового, а автобусный маршрут № 47 — до микрорайона Нагорного. Это позволило более эффективно использовать подвижной состав и перераспределить пассажиров между автобусами, что повлекло снижение уровня загруженности салонов.
— И положительные, и отрицательные стороны новой транспортной модели связаны с переходом на брутто-контракты, — отметил Сергей Красильников. — С одной стороны, данный вид контрактов дает эффективные рычаги в управлении процессом перевозок, с другой — переносит центр финансовых рисков с перевозчика на заказчика.
Исполняющий обязанности заместителя администрации Перми также отметил двукратный рост уровня безопасности передвижения на общественном транспорте: вместо 312 ДТП с участием общественного транспорта в 2019 году количество аварий в 2020 году сократилось до 161. В то же время на 30% выросла оценка удовлетворенности пассажиров чистотой транспорта и на 50% — комфортностью передвижения.
Одной из самых обсуждаемых тем стала экономическая составляющая транспортной реформы. Если в 2020 году доходы покрыли 54% расходов, то в 2021 году власти ожидают покрытие расходов доходами на уровне 65%.
— Расходы формируются из объема транспортной работы, дальнейшее сокращение которого нецелесообразно, и стоимости одного километра пробега, которая определена федеральной методикой и закреплена в контрактах. Таким образом, уменьшение расходной части не представляется возможным, — подчеркнул Красильников. — Доходы зависят от объема пассажиропотока и контроля за оплатой проезда. На наш взгляд, это основной инструмент, с которым стоит работать в ближайшее время. Вопрос об изменении тарифа может быть рассмотрен только после того, как мы до конца отработаем первый блок вопросов.
Наибольший пассажиропоток дептранс зафиксировал в апреле 2021 года, когда были сняты почти все коронавирусные ограничения. На основе анализа загруженности автобусов власти рассчитывают, что текущая маршрутная сеть без увеличения объема транспортной работы может перевезти на 10–13% пассажиров больше.
Чтобы увеличить пассажиропоток, администрация планирует работать над улучшением показателей, которые пермяки обозначали в ходе соцопросов. Среди них — появление беспересадочных связей, повышение удобства остановок и доступности информации о работе транспорта, а также изменение тарифного меню.
Для определения правил дальнейшего развития маршрутной сети власти планируют утвердить социальный стандарт транспортного обслуживания в соответствии с рекомендациями Минтранса РФ. Также в планах дептранса — автоматизация процесса составления расписания движения и повышение качества оперативного управления движением.
Среди задач администрация также называет улучшение информирования жителей о работе общественного транспорта. Для этого власти планируют модернизировать сайт МКУ «ГорТранс», а также перевести в штат этого учреждения call-центр из-за многочисленных жалоб на работу аутсорсинговой организации.
Помимо дистанционных каналов информирования власти намерены улучшить информирование и на остановочных пунктах. В докладе было обозначено оснащение всех остановочных пунктов навигационной информацией, а также оснащение крупных остановочных пунктов электронными табло.
Также администрация Перми намерена совершенствовать вопрос оплаты проезда. Так как во время действия ограничительных мер изменилась модель передвижения и снизилось количество поездок, власти планируют актуализировать стоимость транспортных карт, а также ввести новые льготы. Помимо этого, ожидается обновление Единой системы оплаты проезда и запуск транспортной карты «Тройка».
В качестве одного из показателей власти выделили пешую доступность и комфортность остановочных пунктов. По оценке администрации, существует потребность в строительстве 81 нового остановочного пункта, а также обновлении 324 остановочных павильонов. Для решения этих задач администрация прорабатывает возможность концессии.
Одним из наиболее эффективных способов привлечения пассажиров в общественный транспорт Сергей Красильников назвал повышение скорости движения и сокращение времени в пути. Для этого в программе комплексного развития транспортной инфраструктуры обозначено строительство новых выделенных полос по улицам Революции, Карпинского, Якутской — Докучаева, а также Стахановской — Чкалова.
— Повышение скорости трамвайного движения в Перми реализуется посредством капремонта трамвайных путей, — рассказал в ходе доклада Сергей Красильников. — Также прорабатывается вопрос строительства новой линии в микрорайон Парковый в рамках концессионного соглашения или муниципально-частного партнерства.
В Перми продолжается подготовка к переходу на бескондукторную систему оплаты проезда, по результатам которого ранее обозначили три задачи. Среди них — принятие регионального законодательства о безбилетниках, увеличение штата контролеров, а также автоматизация планирования работы контролеров. Отказаться от кондукторов мэрия планирует в начале 2022 года.
Отметим, что, аналогично городской транспортной реформе, радикальные изменения в 2022–2023 годах ждут и межмуниципальные автобусные перевозки. Региональное Министерство транспорта продолжает разрабатывать маршрутную сеть и формировать требования к транспортным компаниям, которые будут обслуживать направления. За последние 6 месяцев ведомство неоднократно изменяло данные в разделе план-графиков и планов закупок из-за изменений лотирования автобусных маршрутов.