Его называли гетто, человейником и включали в рейтинг худших ЖК России, ругали за большую слышимость и пробки на выездах, активно обсуждали в связи со школой, которая долго стояла закрытой из-за того, что город и застройщик не могли ее поделить. Всё это об «Арсенале» — микрорайоне высоток на месте бывшей воинской части. Наша корреспондентка живет там уже три года и честно рассказала о минусах и плюсах (да, есть и они) жилого комплекса.
Расположение
При выборе квартиры меня, как и многих, привлекло расположение «Арсенала» — близко к центру, но при этом вдали от шумных улиц. Въезд на территорию микрорайона тогда был только один и не сквозной, а значит, никакого транзитного трафика и лишнего шума.
Общественный транспорт не прямо под носом, но стоит пройти 800 метров (от моего дома, от многих других будет ближе), и можно сесть в автобус или трамвай. Немногим дальше остановки на площади Карла Маркса и улице Чкалова — выбор маршрутов очень большой.
В морозы «пилить» до остановки не очень комфортно, но в остальное время это не составляет проблемы. Особенно, учитывая, что общественным транспортом я пользуюсь редко: до работы всего полтора километра, их удобнее преодолевать пешком.
На территории «Арсенала» нет никаких общественных пространств и мест для прогулок (только детские площадки, но они не для всех актуальны). Ближайшие места, где можно приятно пройтись, — аллея на Тихом Компросе или бульвар Советской Армии на Сибирской.
Некоторые гуляют в логу, где текут речки Егошиха и Зеленка, но в мокрую погоду там грязно, местами попахивает канализацией и можно встретить выпивающие компании маргинального вида. Как по мне, лучше дойти до Тихого Компроса. Но место обещают облагородить — оно вошло в проект «Зеленое кольцо». Правда, его уже должны были начать воплощать, но пока шевелений не видно.
Дороги и транспорт
Об автобусах и трамваях я уже рассказала, поэтому тут остановлюсь только на автомобилях. Их в «Арсенале» много. Машинами уставлены парковки, крайние полосы проездов, обочины. Водители оставляют свой транспорт на поворотах, оставляя свободным пространство, в котором можно скорее не проехать, а протиснуться. Те, кто приезжают домой позже шести, часто делают несколько кругов по району, чтобы найти, где приткнуться.
В «Арсенале» есть подземные (там можно купить или арендовать место) и надземные (здесь места сдают только в аренду) платные парковки, но, по наблюдениям, они заполнены не на 100%. Возможно, водители еще не привыкли платить за возможность припарковать авто. Но главная проблема, как мне кажется, всё-таки не в этом, а в заниженном, устаревшем нормативе, по которому рассчитывали число бесплатных парковочных мест, необходимых для каждого дома.
Чтобы решить проблему с парковками, люди идут на разные ухищрения. Например, один из домов арендовал небольшой участок земли, принадлежащий застройщику, — теперь жильцы смогут оставлять машины еще и там.
Дороги в «Арсенале» — еще один проблемный вопрос. Когда из ЖК был один выезд, в часы пик там скапливались приличные пробки. Сейчас выездов три (на Героев Хасана, Чернышевского и в сторону улицы Чкалова), но утром и вечером там всё равно пробки: люди едут на работу, учебу, сокращают через «Арсенал» путь между Чкалова и Чернышевского. Для меня пробки не критичны, я пешеход, но всё же.
Качество покрытия дорог в «Арсенале» контрастно, как и вся российская жизнь. Улицы, принадлежащие городу, — в хорошем состоянии, а те, что до сих пор на балансе застройщика, временами хочется описать фразой «без слез не взглянешь» (тут и тут мы рассказывали, почему дороги оказались у разных собственников). Ямы, колеи и прочие неудобства тут обычное дело.
Город ремонтировать чужие дороги не имеет права, поэтому активистам из «Арсенала» приходится выкручиваться. Так, в этом году местный ТОС (орган территориального общественного самоуправления) смог найти спонсоров и ямы устранили.
Качество строительства
На мой взгляд, три года — не тот срок, за который неспециалист может сделать полный вывод о качестве строительства. За это время некоторые перегородки в моей квартире (не несущие) дали трещины, где-то облупилась краска и отклеились обои, но ничего опасного замечено не было.
Квартиры теплые. Слышимость в целом, высокая, но очень зависит от расположения жилья. Если соседи со всех сторон (сверху, снизу и по бокам), то дискомфорта больше. Если только с одного бока и снизу, как у меня, то меньше (верхний этаж, крайняя квартира на этаже). Протечек с крыши не замечала.
После сдачи первых домов слышала много отзывов о том, что при строительстве и отделке использованы самые дешевые материалы, и даже обвинения застройщика в обмане. Материалы и правда дешевые, но обмана тут я не вижу: вся информация о том, из чего будет строиться дом, была в проектной декларации. То, что сделали по факту, этой декларации соответствует. Так что да — скромненько, но чистенько и именно то, за что мы заплатили.
Всё для детей
В каждом дворе микрорайона есть детская площадка от застройщика. Они типовые, но вполне неплохие. Местами есть интересные штуки — например, огромный самолет, в котором можно представить себя пилотом или просто от души полазить. Большим спросом пользуются качели-гнезда, на которых можно качаться лежа.
Несмотря на затяжной конфликт между застройщиком ЖК и властями, школу в «Арсенале» всё-таки открыли. Теперь в новом, современном здании (там есть даже душевые, лифт и комната для хлеборезки!) на Татищева, 7 — корпус школы дизайна «Точка». Многие пермяки стремятся отдать ребенка туда, потому что считают прогрессивной и отличающейся высоким качеством образования. В этому году попасть в «Точку» в Красных Казармах было столько желающих, что из-за нехватки мест в первых классах возник скандал.
Тем не менее наличие большой школы — безусловный плюс микрорайона. Особенно, учитывая, что, по прогнозу Пермьстата, рождаемость в ближайшие годы существенно снизится.
С детсадами ситуация похуже. Филиал муниципального садика на первом этаже одного из домов еще не открыли, а тема строительства отдельного здания (его обещали жителям застройщик и город) заглохла. Поэтому жители «Арсенала» водят детей в садики, расположенные вокруг ЖК. Не совсем удобно, но о критических проблемах с дошкольным образованием я не слышала (если они всё-таки есть, пишите на электронную почту 59.RU).
В районе работает частный садик и множество платных развивающих центров для детей любых возрастов. Школьника можно запросто отправить на занятие одного, ведь оно проходит в соседнем доме. Чуть дальше можно найти бесплатные кружки. Например, IT-куб на Чернышевского, где ребят учат программированию.
Контингент
В комментариях к текстам о ЖК «Арсенал» можно начитаться всяких ужасов, что микрорайон — это гетто, где живут одни отбросы. Даже про зомби что-то было. Но на самом деле зомби там нет, можете не бояться.
Выйти вечером на улицу в «Арсенале» не страшнее, чем в других близлежащих микрорайонах. Кругом обычные люди, совсем не похожие на вурдалаков. Тут совсем нет переселенцев из ветхого и аварийного жилья, но много семей, которые сами заработали на квартиры здесь или до сих пор платят за них ипотеку.
Для пермяков со средним достатком и детьми этот ЖК был очень привлекателен — например, в 2019-м просторную «трешку» площадью около 80 квадратных метров можно было купить за сумму до четырех миллионов. Близко к центру, места всем хватает, цена подъемная — аргументы за были вполне понятны.
Значительная часть квартир в «Арсенале» сдается, а контингент там — как повезет. Много студентов — как иностранных, так и российских. В квартирах, соседствующих с моей, квартиросъемщиков нет, поэтому негативного влияния я не чувствую. Но вполне могу допустить, что кто-то страдает от шума.
Зато в соседях у меня не самые приятные собственники жилья: скандалят, выпивают, пахнут. Был бы меньше шанс встретиться с подобными людьми в новостройке классом выше? Конечно, да. А вот во вторичке из сравнимой с «Арсеналом» ценовой категории он, пожалуй, был бы даже выше. Поэтому воспринимаю это всего лишь как легкое неудобство.
За годы существования ЖК тут сформировалась небольшая команда активистов, которая создала ТОС. Он организует праздники для детей и взрослых, проводит субботники, решает разные насущные проблемы (с тем же ремонтов дорог). Это классно и вдохновляюще.
Есть множество районных и домовых чатов и групп, где люди общаются и помогают друг другу. Несколько раз я приходила в чат дома, когда нужно было что-то распечатать, и мне всегда помогали. А в первую волну коронавируса там еще и помогали с лекарствами — писали адреса аптек, где удалось найти дефицитные средства и даже делились с соседями тем, что им сейчас остро нужно. Разногласий в чатах тоже хватает, но в целом, здорово, что они есть.
Общее впечатление
Я вижу у «Арсенала» как сильные (расположение, стоимость на стадии строительства, наличие школы), так и слабые стороны (пробки, ямы на дорогах, проблемы с парковкой) стороны. Дизайн домов не в моем вкусе, а микрорайон в целом пока производит неухоженное впечатление: сюда регулярно приносит мусор с еще не застроенных пустырей, а машины разносят грязь с обочин, на которых их паркуют владельцы.
Но в целом жить тут мне нравится. Так вышло, что это место отвечает большинству моих потребностей, а многие недостатки для меня не критичны (например, из-за отсутствия машины). Обычный спальный район, расположенный недалеко от центра без претензии на элитность.
На мой взгляд, сильно ухудшил восприятие района конфликт между застройщиком и властями, когда они сыпали взаимными обвинениями и никак не могли открыть школу, из-за чего дети должны были ходить на уроки в соседнюю, через лог. Это всё выглядело так грязно, что к этому не хотелось иметь никакого отношения: пометить информацию об «Арсенале» как неприятную, да и сам ЖК тоже.
Ранее стало известно, что «Сатурн-Р» готовит проекты застройки еще трех участков в ЖК «Арсенал»: на большинстве из них сейчас парковки.
Согласны с автором?
Чтобы первыми узнавать обо всём, что происходит в Перми и Пермском крае, подпишитесь на наш канал в Telegram.