26 января в Общественной палате Пермского края состоялось обсуждение транспортной реформы Перми в формате круглого стола. Представители власти и эксперты отрасли обсудили развитие пассажирских перевозок в Перми с представителями общественных объединений.
В начале встречи начальник департамента транспорта Перми Анатолий Путин рассказал об основных итогах пассажирских перевозок за 2021 год, а также о некоторых планах как на ближайшее время, так и на перспективу.
Доклад начальника департамента транспорта Перми
По данным автоматической системы учета пассажиропотока, датчики которой установлены в дверях автобусов и трамваев, за весь 2021 год общественный транспорт Перми перевез 192 миллиона пассажиров. Это на 13 миллионов меньше потенциально возможного пассажиропотока при условии отсутствия эпидемиологических ограничений из-за распространения COVID-19.
По словам Анатолия Путина, переход на брутто-контрактную модель взаимодействия с перевозчиками, при которой транспортные компании получают вознаграждение за соблюдение расписания независимо от количества перевезенных пассажиров, позволил избавиться от гонок между водителями автобусов — в том числе благодаря этому с 2019 года количество ДТП с участием общественного транспорта сократилось вдвое.
Самой обсуждаемой частью изменений в отрасли, по мнению властей, стало изменение маршрутной сети. В 2020 году в Перми внедрили Единую маршрутную сеть, при формировании которой мэрия учла большинство обращений, направленных в адрес дептранса после серии встреч с жителями всех районов города, а также после публикации проекта изменений на сайте Гортранса.
Спустя год после изменения маршрутной сети специалисты дептранса проанализировали фактические поездки пермяков, собрав объективные данные и информацию от пассажиров. На этой информации продлили пути следования 17 автобусных маршрутов, а в начале 2022 года запустили два новых маршрута.
Если на перегруженных направлениях количество общественного транспорта увеличилось, то после снижения дублирования маршрутной сети снизилось количество маршрутов в центре города. Сейчас большинство обращений в дептранс касается маршрутов № 13, 18, 59 и 66.
Начальник дептранса Анатолий Путин рассказал, что в 2022 году дептранс увеличит количество автобусов на самых загруженных направлениях. По плану время ожидания транспорта должно сократиться на маршрутах № 1, 14, 15, 32, 36, 45, 53, 60 и 77.
Также в планах городских властей — запуск автобусов особо большого класса вместимости. Это будет возможно при перезаключении контрактов с транспортными компаниями, срок действия которых истекает в 2025 году.
По данным социологических опросов, проведенных городскими властями, больше всего пассажиры пермского транспорта довольны шаговой доступностью остановок, чистотой транспорта и его техническим состоянием. Также больше половины опрошенных положительно высказались о скорости движения общественного транспорта, комфортности поездок и культуре обслуживания.
В то же время наименьший уровень удовлетворенности пермяков в вопросах общественного транспорта после реформы отрасли сформирован в вопросах графиков движения, качества остановочных пунктов и удобства маршрутов. Улучшение работы в этом направлении дептранс считает приоритетным.
Анатолий Путин сообщил, что за последние два года увеличилось качество соблюдения перевозчиками расписания: по итогам 2021 года доля выполненных расписаний составила 96%. Основной проблемой остаются отклонения от графика из-за дорожной обстановки в вечернее пиковое время, а также из-за ДТП.
— Мы сейчас модернизируем программный комплекс диспетчерского управления, чтобы, условно, когда автобусы отстают и начинают ехать друг за дружкой, диспетчер не вручную высчитывал, сколько надо отстоять и задержать, — рассказал Анатолий Путин.
Для информирования об оперативных изменениях в работе транспорта дептранс создал Telegram-канал, работу которого в будущем чиновники планируют автоматизировать для сокращения задержек и ухода от человеческого фактора.
Также для сокращения времени в пути и избавления от дорожных заторов администрация Перми начнет расширять сеть выделенных полос для движения общественного транспорта. В 2022 году выделенки должны появиться на улицах Стахановская и Чкалова, что позволит повысить скорость передвижения автобусов и качество соблюдения расписания.
Дискуссия участников круглого стола
После выступления представителей городской администрации участники встречи перешли к высказыванию мнений и вопросов о работе транспортной отрасли по брутто-контрактам в соответствии с федеральным законодательством. Например, журналистка Оксана Асауленко интересовалась приобретением в 2019 году автобусов для муниципального предприятия «Пермгорэлектротранс», а общественница Людмила Ёлтышева интересовалась изменениями стоимости проезда и маршрутной сети, а также наполняемостью автобусов.
По мнению членов инициативной группы «СтопТариф» (в нее входят и Оксана Асауленко, и Людмила Ёлтышева), появление на рынке пассажирских перевозок Перми транспортных компаний из Москвы сказалось на изменении стоимости проезда для пассажиров, а пассажиропоток снизился из-за изменения маршрутной сети. Однако остальные участники круглого стола, в том числе модераторы встречи, не согласились с этими тезисами. Они напомнили, что прошедшая в Перми транспортная реформа была следствием изменения федерального законодательства, при этом были учтены социальные стандарты Минтранса РФ. В частности, для городов с населением более 500 тысяч человек предполагается безлимитный проездной, наличие которого, по мнению экспертов, в прежних условиях было практически невозможно.
— Вопрос о возврате к старой модели в принципе противоречит всей логике развития системы общественного транспорта в городе, — заявила председатель комиссии Общественной палаты Прикамья по развитию институтов гражданского общества Надежда Агишева. — Его бессмысленно сейчас поднимать.
Общественницы Оксана Асуленко и Людмила Ёлтышева озвучили собравшимся популярные комментарии недовольных работой общественного транспорта пассажиров из социальных сетей. Также они заявили, что транспортные карты недоступны для студентов и пенсионеров из-за их высокой стоимости и малого количества пунктов распространения. Им возразил вице-мэр Эдуард Хайруллин, который анонсировал продажу транспортных карт водителями.
— Мы в принципе 33 рубля оставили только для тех, кто пользуется транспортом редко. Для них, их семейного бюджета, это не так накладно, — заявил Эдуард Хайруллин. — Нам для лучшего администрирования выгоднее, чтоб люди покупали проездные, именно по ним мы сделали серьезные скидки в 30–40%. Для людей, которые пользуются общественным транспортом на постоянной основе, нет 33 рублей: есть 19, 17, 14 рублей за поездку.
Другие участники круглого стола от общественности дополнили, что стоимость гражданских тарифов по транспортным картам с 10 января снизилась на 30%, а льготный безлимит стал дешевле, чем в 2016 году, до транспортной реформы, несмотря на инфляцию: 6 лет назад льготный безлимит на календарный месяц стоил 1020 рублей, в то время как сейчас безлимит на 30 дней с момента оплаты стоит 990 рублей. Помимо этого, появился бесплатный проезд для учащихся начальных классов и увеличился список льготных пассажиров.
На протяжении большей части встречи представители администрации и модераторы опровергали заявления активисток. После серии тезисов и возражений Надежда Агишева обратилась к участникам круглого стола:
— Вы сейчас говорите от людей, которые хотят снижения тарифа, или же вы сейчас говорите от людей, которые хотят сокращения расходов бюджета на транспорт? Одновременно и то, и то — невозможно. Я логику не могу понять, вот и всё. Вы путаете перевозчиков проблемы и проблемы пассажиров.
Принципиально с иными тезисами обратился к собравшимся глава пермского отделения фонда «Городские проекты» Ростислав Толмачев. По его мнению, высказывания «зачем нам нужен низкий пол в автобусах?» и «дискриминация при оплате наличными» неуместны для развития общественного транспорта.
— Реформы идут не только у нас: это Челябинск, в Москве постоянные изменения, Южно-Сахалинск, Белгород… Можно вспоминать еще города, в которых реформы идут, либо прошли, или вот-вот готовятся. В этих городах важнейшим шагом было создание инфраструктурных изменений общественному транспорту: выделенные полосы для автобусов, шлюзы для приоритетного проезда автобусов, умные светофоры.
По мнению Ростислава Толмачева, администрации Перми необходимо увеличить приоритет для передвижения общественного транспорта на городских улицах — это может не только сократить время в пути, но и повысить экономическую эффективность от работы общественного транспорта, который станет более привлекательным для пермяков.
Глава пермского отделения «Городских проектов» также напомнил о планах создания выделенных полос для автобусов на улицах Стахановская и Чкалова. Ростислав Толмачев отметил, что инициатива принадлежит общественникам, ее поддержал пермский дептранс — однако этими вопросами, по мнению активиста, профильные ведомства должны заниматься сами, не дожидаясь общественных возмущений.
— У нас есть департамент дорог и благоустройства, который занимается улично-дорожной сетью, у нас есть Минтранс, который должен реализовывать большие проекты, но в их инициативах мы этого почему-то не видим, — заявил Ростислав Толмачев. — Хочется инициативы от соответствующего департамента дорог и благоустройства и краевого Минтранса по приоритизации общественного транспорта.
Подводя итоги дискуссии и отвечая на вопрос модератора встречи, которым был председатель комиссии по развитию экономики и инфраструктуры Общественной палаты Прикамья Олег Ганин, начальник дептранса Анатолий Путин не исключил создание рабочей группы или общественного совета при департаменте транспорта. По мнению участников встречи, это может усилить обмен мнений напрямую между городскими общественниками и сотрудниками транспортной отрасли, помимо формальных обращений и аккаунтов дептранса в соцсетях.
Ранее мы рассказывали, что согласованный митинг против повышения цены проезда, который планировала провести 30 января инициативная группа «СтопТариф», не состоится, а затем — о том, почему его не удалось согласовать и какой вообще порядок согласования протестных акций в Перми.